ПОЛНЫЙ САМОУЧИТЕЛЬ
ПО ТЕМАМ КОДИФИКАТОРА И ЗАДАНИЯМ ДЕМОВЕРСИИ
ЕГЭ-2019 ПО ИСТОРИИ

Тема №4 "Россия в XVII в."

(Подробное описание интерактивного мультимедийного учебного пособия)
Последовательность изучения темы
Учебные действия и шаги
Учебное действие №1
Подготовка к изучению ключевых сегментов экзаменационных заданий ЕГЭ по истории: получение базовых знаний и целостного понимания исторического периода 17 в.(Шаги №1.1-1.4.)
ШАГ №1.1: Изучить материалы мультимедийного учебника по одному из двух вариантов: базовый или (и) продвинутый.
1) Цель изучения - целостное понимание исторического периода 17 в., что обеспечивает осмысленное изучение ключевых сегментов экзаменационных заданий ЕГЭ по истории.
2) Базовый вариант мультимедийного учебника рекомендуется для абитуриентов, имеющих слабые школьные исторические знания. После изучения базового варианта желательно перейти к изучению продвинутого варианта мультимедийного учебника.
3) Продвинутый вариант рекомендуется для абитуриентов, имеющих прочные школьные исторические знания. Изучение каждого блока учебника завершается онлайн-тестированием в системе "Индиго".
2) Изучение материалов учебника по любому из вариантов не гарантирует успешного выполнения экзаменационных тестов, но обеспечивает качественное усвоение ключевых сегментов экзаменационных заданий ЕГЭ и, тем самым, конечный успех.
ШАГ №1.2: Просмотреть видеоматериалы для углубления школьных знаний.
1.Цель просмотра - углубление школьных исторических знаний по периоду 17 в.
2. Просмотр видеолекций очень желателен, т.к. он обеспечивает не только углубление, но и закрепление знаний, полученных в процессе изучения мультимедийных учебников.
ШАГ №1.3: Конспект: запомнить основные исторические факты, события, процессы, явления 17 в.
1) Цель изучения - уяснить и запомнить основные факты, события, процессы, явления исторического периода 17 в.
2)Особая важность изучения - практически все, что нужно запомнить входит в состав ключевых сегментов контрольных заданий ЕГЭ. Чем прочнее будет знание содержания конспекта, тем легче и быстрей будет усвоение ключевых сегментов контрольных заданий ЕГЭ.
2) Порядок изучения:
а) Выучить последовательность и даты правлений российских государей.
б) Выучить основные факты, события, процессы, явления, связанные с правителями Руси.
ШАГ №1.4: Проверить качество знаний основных исторических фактов, событий, процессов, явлений 17 в.
1) Цель проверки - определить степень готовности к изучению ключевых сегментов экзаменационных заданий ЕГЭ по истории.
2) Результат тестирования должен быть не ниже 85% правильных ответов.
3) Тестирование проводится в онлайн-системе "Индиго" (подробности в методических указаниях)

Учебное действие №2
Изучение ключевых сегментов экзаменационных заданий "Даты и события" (Шаги №2.1-2.4.)
ШАГ №2.1: Изучить 24 даты и события отечественной истории периода 17 в.
1) 24 даты и события отечественной истории являются исчерпывающим списком дат и событий, которые утверждены историко-культурным стандартом. ФИПИ при составлении экзаменационных заданий неукоснительно придерживается именно этого списка.
2) 24 даты и события отечественной истории являются ключевыми сегментами экзаменационных заданий №1,2,11 в хронологических рамках 17 в.
3) Необходимо изучить учебный материал по датам и событиям, который содержится на специальных электронных карточках:
- изучить краткую информацию о событии;
- изучить подробную информацию о событии;
- просмотреть слайд-шоу изображений, связанных с конкретным событием.
4) Запомнить все 24 даты и события отечественной истории периода 17 в.
ШАГ №2.2: Изучить 12 дат и событий зарубежной истории периода 17 в.
1) 12 дат и событий зарубежной истории являются исчерпывающим списком дат и событий, которые утверждены ФИПИ. При составлении экзаменационных заданий ФИПИ неукоснительно придерживается именно этого списка.
2) 12 дат и событий зарубежной истории являются ключевыми сегментами экзаменационных заданий №1,11 в хронологических рамках 17 в.
3) Необходимо изучить учебный материал по датам и событиям, который содержится на специальных электронных карточках:
- изучить краткую информацию о событии;
- изучить подробную информацию о событии;
- просмотреть слайд-шоу изображений, связанных с конкретным событием.
- просмотреть исторические карты.
4) Запомнить все 12 дат и событий зарубежной истории периода 17 в.
ШАГ №2.3: Выучить сводную таблицу дат и пройти тренинг по событиям российской и зарубежной истории 17 в.
1) Сводная таблица дат и событий отечественной и зарубежной истории содержит исчерпывающий перечень ключевых сегментов экзаменационных заданий №1,11. Реальные экзаменационные задания №1,11. будут составляться ФИПИ исключительно из этого перечня.
2) Изучить сводную таблицу с позиций задания №1 ЕГЭ по истории - определить последовательность 3-х исторических событий, одно их которых событие зарубежной истории.
3) Изучить сводную таблицу с позиций задания №11 ЕГЭ по истории - заполнение таблицы: век - событие отечественной истории -событие зарубежной истории.
4) Пройти тренинг по событиям российской и зарубежной истории 17 в.
ШАГ №2.4: Проверить качество знаний дат и событий российской и зарубежной истории 17 в.в формате заданий №1,2,11 ЕГЭ по истории.
1) Проверка качества знаний дат и событий российской и зарубежной истории в формате заданий №1,2,11 позволяет рассчитывать на получение при сдаче реального ЕГЭ соответственно 1, 2, 3 первичных баллов.
2) Войти в систему онлайн-тестирования "Индиго", найти тест "И_04-01 Последовательность событий отечественной и зарубежной истории (Шаг 2.4)" и запустить тестирование: пройти тест, проанализировать результаты тестирования и допущенные ошибки.
3) Найти тест "И_04-02 Соответствие событий датам отечественной истории (Шаг 2.4)" и запустить тестирование: пройти тест, проанализировать результаты тестирования и допущенные ошибки.
4) Найти тест "И-04-11 Заполнение ячеек таблицы событий отечественной и зарубежной истории (Шаг 2.4)" и запустить тестирование: пройти тест, проанализировать результаты тестирования и допущенные ошибки;
5) Если результат тестирования - ниже 85%, то процедуру тестирования необходимо повторить.
Учебное действие №3
Изучение ключевых сегментов экзаменационных заданий "Исторические процессы и исторические факты"
(Шаги №3.1-3.4.)
ШАГ №3.1: Изучить таблицу "Связь процессов (явлений, событий) с историческими фактами периода 17 в.".
1)Таблица "Связь процессов (явлений, событий) с историческими фактами периода" содержит ключевые сегменты экзаменационных заданий №5,7, которые составлены на основе анализа Историко-культурного стандарта и реальной практики ЕГЭ по истории последних трех лет.
2) Практически все элементы изучаемой таблицы с очень большой долей вероятности будут содержаться в реальных экзаменационных заданиях №5,7 ЕГЭ по истории.
ШАГ №3.2: Проверить качество знаний связей процессов (явлений, событий) 17 в. с историческими фактами в формате заданий №5,7 ЕГЭ по истории.
1) Проверка качества знаний о связях процессов (явлений, событий) с историческими фактами в формате заданий №5,7 ЕГЭ по истории позволяет рассчитывать на получение при сдаче реального ЕГЭ соответственно по 2 первичных балла за каждый тест.
2) Войти в систему онлайн-тестирования "Индиго", найти тест "И_04-05 Соответствие процессов (явлений,событий) историческим фактам (Шаг 3.2)" и запустить тестирование:
- пройти тест, проанализировать результаты тестирования и допущенные ошибки;
- если результат тестирования - ниже 85%, то процедуру тестирования необходимо повторить.
3) Найти тест "И_04-07 Множественный выбор исторических фактов, относящихся к конкретному историческому процессу (явлению, событию) (Шаг 3.2)" и запустить тестирование:
- пройти тест, проанализировать результаты тестирования и допущенные ошибки;
- если результат тестирования - ниже 85%, то процедуру тестирования необходимо повторить.
Учебное действие №4
Изучение ключевых сегментов экзаменационных заданий "Государственные и общественные деятели"
(Шаги №4.1-4.3.)
ШАГ №4.1: Изучить 20 персоналий государственных и общественных деятелей 17 в.
1) 20 персоналий государственных и общественных деятелей являются исчерпывающим списком персоналий, которые утверждены историко-культурным стандартом. ФИПИ при составлении экзаменационных заданий неукоснительно придерживается именно этого списка.
2) 20 персоналий государственных и общественных деятелей являются ключевыми сегментами экзаменационного задания №9 в хронологических рамках 17 в.
3) Изучить учебный материал по государственным и общественным деятелям, который содержится на специальных электронных карточках:
- изучить краткую информацию о персоналии;
- изучить подробную информацию о персоналии;
- просмотреть слайд-шоу изображений, связанных с конкретным историческим деятелем.
4) Запомнить все 20 персоналий государственных и общественных деятелей периода 17 в.
ШАГ №4.2: Изучить таблицу "Связь процессов (явлений, событий) с государственными и общественными деятелями периода 17 в."
1) Таблица "Связь процессов (явлений, событий) с персоналиями периода" содержит ключевые сегментов экзаменационного задания №9, которые составлены на основе анализа Историко-культурного стандарта и реальной практики ЕГЭ по истории последних трех лет. Реальные варианты экзаменационного задания №9 с очень большой долей вероятности будут содержать элементы изучаемой таблицы.
2) Изучить таблицу с позиций задания №9 ЕГЭ по истории - соотнести процессы (явления, события) с историческими персоналиями.
ШАГ №4.3: Проверить качество знаний о государственных и общественных деятелях российской истории 17 в. в формате задания №9 ЕГЭ по истории.
1) Проверка качества знаний о персоналиях российской истории в формате задания №9 ЕГЭ по истории позволяет рассчитывать на получение при сдаче реального ЕГЭ 2 первичных балла.
2) Войти в систему онлайн-тестирования "Индиго": нажать кнопку "Приступить к тестированию", ввести логин и пароль, войти в свой личный кабинет онлайн-тестирования.
3) В личном кабинете онлайн-тестирования найти тест "И_04-09 Соответствие исторических процессов (явлений,событий) историческим персоналиям(Шаг 4.3)" и запустить тестирование:
- пройти тест, проанализировать результаты тестирования и допущенные ошибки;
- если результат тестирования - ниже 85% , то процедуру тестирования необходимо повторить.
Учебное действие №5
Изучение ключевых сегментов экзаменационных заданий "Исторические термины"
(Шаги №5.1-5.2.)
ШАГ №5.1: Изучить 40 исторических терминов периода 17 в.
1) 40 исторических терминов, которые активно используются ФИПИ при составлении экзаменационных заданий, подразделяются на 2 группы:
1-я группа - 9 терминов (выделена желтым цветом) являются исчерпывающим списком понятий, которые утверждены историко-культурным стандартом.
2-я группа -31 термин (выделен белым цветом) специально не обозначен в историко-культурном стандарте, но реально присутствует в экзаменационных заданиях последних трех лет.
2) 40 исторических терминов являются ключевыми сегментами экзаменационных заданий №3,4, и их необходимо изучить.


ШАГ №5.2: Проверить качество знаний исторической терминологии 17 в.в формате заданий №3, 4 ЕГЭ по истории
1) Проверка качества знаний исторических терминов в формате заданий №3,4 ЕГЭ по истории позволяет рассчитывать на получение при сдаче реального ЕГЭ соответственно по 2 первичных балла за каждый тест.
2) Войти в систему онлайн-тестирования "Индиго", найти тест "И_04-03 Выбор двух исторических терминов из шести" и запустить тестирование: пройти тест, проанализировать результаты тестирования и допущенные ошибки;
3) Найти тест "И_04-04 Определение исторического термина по признакам" и запустить тестирование: пройти тест, проанализировать результаты тестирования и допущенные ошибки;
4) Если результат тестирования - ниже 85%, то процедуру тестирования необходимо повторить.
Учебное действие №6
Изучение ключевых сегментов экзаменационных заданий "Исторические карты"
(Шаги №6.1-6.3.)
ШАГ №6.1: Изучить исторические карты по периоду 17 в.
1) Выполнение картографических заданий №13,14,15,16 ЕГЭ по истории требует знаний исторических карт. Поэтому, прежде чем приступить к анализу типовых картографических заданий, необходимо изучить собственно исторические карты по периоду 17 в.
2) Изучить каждую из 12-ти представленных исторических карт. К каждой карте прилагается вопросник, определяющий порядок этой учебной работы.
ШАГ №6.2: Выработать навыки комплексного анализа исторических карт в формате заданий №13,14,15,16 ЕГЭ по истории.
1) Навыки комплексного анализа исторических карт - это умение соединить собственно исторические знания по 17 в. и знания, которые были получены по итогам изучения 9-ти исторических карт по тому же периоду. Выработать эти навыки можно только изучая конкретные варианты заданий №13,14,15,16 ЕГЭ по истории.
2) Самостоятельно выполнить каждое из 28-ти представленных вариантов заданий, сверяя собственные ответы с правильными.
ШАГ №6.3: Проверить качество навыков комплексного анализа исторических карт в формате заданий №13,14,15,16 ЕГЭ по истории
1) Проверка качества навыков комплексного анализа исторических карт в формате заданий №13,14,15,16 позволяет рассчитывать на получение при сдаче реального ЕГЭ 5-ти первичных баллов.
2) Войти в систему онлайн-тестирования "Индиго", найти тест "И_04-13-14-15-16 Исторические карты" и запустить тестирование:
- пройти тест, проанализировать результаты тестирования и допущенные ошибки;
- если результат тестирования - ниже 85%, то процедуру тестирования необходимо повторить.
Учебное действие №7
Изучение ключевых сегментов экзаменационных заданий "Памятники культуры и их авторы"
(Шаги №7.1-7.3.)
ШАГ №7.1: Изучить 9 персоналии деятелей культуры периода 17 в.
1) Одна из особенностей древнерусской культуры - анонимность. Историко-культурный стандарт специально выделил только 9 деятелей русской культуры 17 в., которые и фигурируют в экзаменационных заданиях ЕГЭ по истории.
2) Изучить каждую из 9 персоналий деятелей русской культуры.
ШАГ №7.2: Запомнить 21 памятник русской культуры. 17 в.
1) 21 памятник русской культуры выделен на основе анализа Историко-культурного стандарта и реальной практики ЕГЭ по истории последних трех лет.
2) Изучить каждый памятник древнерусской культуры в следующем порядке:
- Письменность и литература.
- Архитектура.
- Изобразительное искусство.
3) Завершить изучение внимательным анализом сводной таблицы памятников культуры - перечня ключевых сегментов экзаменационного задания №17.
ШАГ №7.3: Проверить качество знаний о памятниках культуры 17 в. и их авторах в формате задания №17 ЕГЭ по истории
1) Проверка качества знаний о памятниках культуры 17 в. и их авторах в формате задания №17 ЕГЭ по истории позволяет рассчитывать на получение при сдаче реального ЕГЭ 2-х первичных балла.
2) Войти в систему онлайн-тестирования "Индиго", найти тест "И_04-17 Памятники культуры (Шаг 7.3)" и запустить тестирование:
- пройти тест, проанализировать результаты тестирования и допущенные ошибки;
- если результат тестирования - ниже 85%, то процедуру тестирования необходимо повторить.
Учебное действие №8
Изучение ключевых сегментов экзаменационных заданий "Исторические изображения"
(Шаги №8.1-8.3.)
ШАГ №8.1: Просмотреть 95 исторических изображения по периоду 17 в.
1) Знание исторических изображений событий и персонажей российской истории необходимо для выполнения заданий №18,19 ЕГЭ по истории. Их перечень четко не определен.
2) Поэтому, прежде чем приступить к заданиям №18,19 необходимо хотя бы один раз просмотреть 95 представленных изображений.
ШАГ №8.2: Выработать навыки комплексного анализа исторических изображений
1) Выработать навыки комплексного анализа исторических изображений - это умение соединить собственно исторические знания по 17 в. и знания, которые были получены по итогам изучения деятелей культуры, исторических изображений и исторических памятников по тому же периоду. Выработать эти навыки можно только изучая конкретные варианты заданий №18,19 ЕГЭ по истории.
2) Нужно попытаться самостоятельно выполнить каждое из 12-ти представленных вариантов заданий, сверяя собственные ответы с правильными.
ШАГ №8.3: Проверить качество навыков комплексного анализа исторических изображений в формате заданий №18,19 ЕГЭ по истории.
1) Проверка качества знаний о памятниках культуры и их авторах в формате задания №18,19 ЕГЭ по истории позволяет рассчитывать на получение при сдаче реального ЕГЭ 2 первичных балла.
2) Войти в систему онлайн-тестирования "Индиго", найти тест "И_04-18-19 Исторические изображения" и запустить тестирование:
- пройти тест, проанализировать результаты тестирования и допущенные ошибки;
- если результат тестирования - ниже 85%, то процедуру тестирования необходимо повторить.
Учебное действие №9
Изучение ключевых сегментов экзаменационных заданий "Исторические документы (источники)"
(Шаги №9.1-9.4.)
ШАГ №9.1:Выработать навыки установления соответствия между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками, в формате задания №6 ЕГЭ по истории
1) Навыки установления соответствия между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками - это умение определить (через мобилизацию уже полученных исторических знаний) принадлежность каждой из предложенных суждений одному их двух исторических текстов. Выработать эти навыки можно только изучая конкретные варианты задания №6 ЕГЭ по истории.
2) Необходимо изучить подборку вариантов типовых заданий №6 ЕГЭ по истории и попытаться самостоятельно их выполнить, сверяя собственные ответы с правильными.
ШАГ №9.2: Выработать навыки выбора верных суждений о содержании исторического документа (источника) в формате задания №12 ЕГЭ по истории.
1) Навыки выбора верных суждений о содержании исторического документа - это умение определить (через мобилизацию уже полученных исторических знаний) принадлежность трех из шести предложенных характеристик исторического текста. Выработать эти навыки можно только изучая конкретные варианты задания №12 ЕГЭ по истории.
2) Перейти к анализу подборки вариантов заданий №12 ЕГЭ по истории и
попытаться самостоятельно выполнить представленные варианты, сверяя собственные ответы с правильными.
ШАГ №9.3:Проверить качество навыков работы с историческими документами в формате заданий №6, 12 ЕГЭ по истории
1) Проверка качества навыков работы с историческими документами в формате заданий №6, 12 ЕГЭ по истории позволяет рассчитывать на получение при сдаче реального ЕГЭ 2 первичных балла по каждому заданию.
2) Войти в систему онлайн-тестирования "Индиго", найти тест "И_04-06 Соответствие между фрагментами документа и их характеристиками" и запустить тестирование: пройти тест, проанализировать результаты тестирования и допущенные ошибки.
3) В личном кабинете онлайн-тестирования найти тест "И_04-12 Выбор верных суждений о содержании исторического документа" и запустить тестирование: пройти тест, проанализировать результаты тестирования и допущенные ошибки;
4) Если результат тестирования - ниже 85% , то процедуру тестирования необходимо повторить.
ШАГ №9.4: Выработать навыки комплексного анализа исторического документа (источника), в формате заданий №20,21,22 ЕГЭ по истории.
1) Навыки комплексного анализа исторического документа - это умение на основе уже полученных исторических знаний разобрать исторический текст и правильно ответить на поставленные вопросы. Выработать эти навыки можно только изучая конкретные варианты заданий №20,21,22 ЕГЭ по истории. От качества этой работы зависит получение 6-ти первичных баллов при сдаче реального экзамена.
2) Последовательно изучить 4 варианта исторических текстов и заданий к ним ( №20,21,22), самостоятельно ответить на поставленные вопросы и сверить их с правильными ответами. Качество проделанного анализа проверяется преподавателем во время индивидуальных занятий.
Учебное действие №10
Изучение ключевых сегментов экзаменационных заданий "Трудные и дискуссионные вопросы российской истории"
(Шаги №10.1-10.2)
ШАГ №10.1: Изучить 11 "трудных" вопросов исторического периода 17 в.
1) Ключевые сегменты экзаменационного задания №23 "Трудные вопросы российской истории" четко не прописаны в историко-культурном стандарте. Поэтому их изучение основано на практике сдачи ЕГЭ последних лет. Задание №23, как и другие задания 2 части экзамена (20-25), предполагает развернутый письменный ответ абитуриента и оценивается тремя первичными баллами.
2) Изучить каждый из 13-ти представленных вариантов заданий. Качество изучения проверит преподаватель во время аудиторных занятий.
ШАГ №10.2: Изучить 4 дискуссионных вопроса исторического периода 17 в.
1) Ключевые сегменты экзаменационного задания №24 "Дискуссионные вопросы российской истории" четко не прописаны в историко-культурном стандарте. Поэтому их изучение основано на практике сдачи ЕГЭ последних лет. Задание №24, как и другие задания 2 части экзамена (20-25), предполагает развернутый письменный ответ абитуриента и оценивается четырьмя первичными баллами.
2) Изучить каждый из 5-х представленных вариантов заданий. Качество изучения проверит преподаватель во время очных занятий.
Учебное действие №11
Итоговая проверка качества самостоятельного освоения учебных материалов.
(Шаги №11.1-11.2)
ШАГ №11.1: Изучить таблицу «Структура тестовой базы итоговой проверки качества знаний по периоду 17 в.»
1) Итоговая проверка качества знаний по периоду 17 в. в режиме репетиции ЕГЭ по истории позволяет:
а) выявить скрытые пробелы в знаниях и ликвидировать их;
б) определить уровень подготовки к очному занятию с преподавателем.
2) База итоговой проверки 174 вариантов заданий №1,2,3,4,5,6,7,9,11,12,13,14,15,16,17,18,19 (См. таблицу).
3) Система "Индиго" методом свободной выборки формирует тест в формате ЕГЭ по истории - от каждого типового задания по одному варианту, делая тестирование единым государственным экзаменом по истории в хронологических рамках 17 в.
ШАГ №11.2: Пройти итоговую проверку качества знаний по периоду 17 в. в режиме репетиции ЕГЭ по истории
1) Итоговая проверка качества знаний по периоду 17 в. в режиме репетиции ЕГЭ по истории позволяет:
а) выявить скрытые пробелы в знаниях и ликвидировать их;
б) определить уровень подготовки к очному занятию с преподавателем.
База итоговой проверки 174 вариантов заданий №1,2,3,4,5,6,7,9,11,12,13,14,15,16,17,18,19 (См. таблицу).
2) Система "Индиго" методом свободной выборки формирует тест в формате ЕГЭ по истории - от каждого типового задания по одному варианту в последовательности, указанной в демоверсии ЕГЭ по истории.
3) Войти в систему онлайн-тестирования "Индиго", найти тест "И_04-ИТОГОВОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ" и запустить тестирование:
- пройти тест, ; проанализировать результаты тестирования и допущенные ошибки;
- если результат тестирования - ниже 85%, то процедуру тестирования необходимо повторить.
Учебное действие №12
Повторение, закрепление, проверка качества знаний по по уже изученному периоду 9-16 вв. тем №1-3.
(Шаги №12.1-12.2)
ШАГ №12.1: Повторить и закрепить изученный учебный материал по периоду 9-16 вв. тем №1-3
1) Повторение и закрепление уже изученного учебного материала осуществляется по 9-ти группам ключевых сегментов экзаменационных заданий.
2) Необходимо просто последовательно и внимательно просмотреть учебный материал предыдущей темы.


ШАГ №12.2: Пройти тестирование по периоду 9-16 вв. (темы №1-3) в режиме репетиции ЕГЭ по истории
1) Система "Индиго" методом свободной выборки формирует тест в формате ЕГЭ по истории - от каждого типового задания по одному варианту в последовательности, указанной в демоверсии ЕГЭ по истории.
2) Войти в систему онлайн-тестирования "Индиго", найти тест "И_04-ПОВТОРЕНИЕ И ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПО ПЕРИОДУ 9-16 вв. (Шаг 12.2)" и запустить тестирование:
- пройти тест и проанализировать результаты тестирования и допущенные ошибки;
- если результат тестирования - ниже 85%, то процедуру тестирования необходимо повторить.
С удовольствием отвечу на все вопросы по указанному Вами телефону. С уважением, профессор Г.Н. Сердюков
Call Close
Введите номер телефона
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности
Made on
Tilda