Учебный шаг 1.1.
Изучить 19 сегментов "Деятели науки 1914-1941 гг."
и пройти тренинг №1

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ УЧЕБНОГО ШАГА:
а) Запомнить фамилии 19-ти деятелей науки, их научные направления и вклад (желательно просмотреть видео).
б) Проверить качество проделанной работы: мысленно сформулировать вклад каждого ученого и сверить свой ответ с учебным материалом в раскрывающихся блоках.
в) Перейти к тренингу №1 в системе "Индиго" с основной или этой страницы курса.
1. Вернадский Владимир Иванович (1863-1945) Биогеохимик
Основоположник биогеохимии. Один из представителей русского космизма.В круг его научных интересов входили: минералогия, кристаллография, геохимия, геология, почвоведение, радиогеология, биология, палеонтология, биогеохимия, метеоритика, философия и история науки.
Фильм-презентация: "К 155-летию со дня рождения" (6 мин.)
2. Ферсман Александр Евгеньевич (1983-1945) Геохимик

Один из основоположников геохимии.Исследовал Хибинскую тундру, где при его участии были открыты месторождения апатита и медно-никелевых руд. Ученик В.И. Вернадского.
Документальный фильм (25 мин.)"Генералы в штатском. Александр Ферсман. Властелин камней"

3. Вавилов Николай Иванович (1887–1943) Генетик
Советский генетик, растениевод, географ, создатель современных научных основ селекции, учения о мировых центрах происхождения культурных растений, их географическом распространении; один из первых организаторов и руководителей биологической и с.-х. науки в СССР. Репрессирован.Реабилитирован.
Документальный фильм (12 мин.)"Николай Иванович Вавилов"
4. Вавилов Сергей Иванович (1891—1951) Физик
Советский физик, основатель научной школы физической оптики в СССР,президент АН СССР (1945—1951),брат Н.И. Вавилова.
Документальный фильм (28 мин.)"Гении и злодеи. Сергей Вавилов"
5. Губкин Иван Михайлович (1871-1939) Геолог
Создатель геологии нефти. Организатор советской нефтяной геологии.Им были написаны первые учебники по геологии нефти и мировым нефтяным месторождениям.
Фильм-презентация (4 мин.)"Губкин Иван Михайлович"
6. Иоффе Абрам Фёдорович (1880—1960) Физик

Основатель уникальной физической школы, которая позволила вывести советскую физику на мировой уровень. «Отец советской физики».
Документальный фильм (39 мин.)"Его называли Папа Иоффе"
7. Капица Петр Леонидович (1894-1984) Физик

Один из основателей физики низких температур и физики сильных магнитных полей.Нобелевская премия (1978)
Документальный фильм (39 мин.)"Пётр Капица"
8. Шмидт Отто Юльевич (1891—1956) Геофизик
Советский деятель культуры, ученый (математик, астроном, геофизик). Один из организаторов освоения Северного морского пути: в 1930— 1932 гг. В середине 1940-х гг. выдвинул новую космогоническую гипотезу об образовании Земли и др. планет Солнечной системы в результате конденсации околосолнечного газово-пылевого облака.
Документальный фильм (51 мин.)"ОТТО ЮЛЬЕВИЧ ШМИДТ"
9. Цандер Фридрих Артурович (1887 – 1933) Инженер-изобретатель
Учёный и изобретатель ракетной техники, один из создателей первой советской ракеты на жидком топливе — «ГИРД-X».
Видеолекция (16 мин.)"Пионеры российской РТ.Цандер"
10. Жуковский Николай Егорович (1847—1921) Аэродинамик
Российский и советский Ученый, член-корреспондент Петербургской АН (1894), РАН (1917), основоположник современной гидроаэродинамики, «отец русской авиации».
Документальный фильм (7 мин.)"Н. Жуковский и его ученики"
11. Поликарпов Николай Николаевич (1892—1944) Авиаконструктор

Является одним из основоположников советской школы русского самолётостроения. Созданные под его руководством многоцелевые самолёты У-2 (По-2) и Р-5 были из лучших в своём классе, а И-15 бис, И-153 «Чайка» и И-16 стали основой истребительной авиации СССР 1934—1941 годов,
Документальный фильм (13 мин.)"Истребители-бипланы Поликарпова"
13. Туполев Андрей Николаевич (1888-1972) Авиаконструктор
Под руководством Туполева спроектировано свыше 100 типов самолётов, 70 из которых строились серийно. На его самолётах установлено 78 мировых рекордов, выполнено около 30 выдающихся перелётов. Создатель выдающейся школы отечественного авиастроения, из которой вышли десятки выдающихся конструкторов.
Документальный фильм (39 мин.)"Андрей Николаевич Туполев. К 120-летию со дня рождения"
13. Яковлев Александр Сергеевич (1906-1989) Авиаконструктор
Выдающийся советский авиаконструктор, создавший свою школу авиастроения.Под руководством Яковлева было создано около 200 типов летательных аппаратов, из которых более 100 поступило в серийное производство. В их числе поршневые Як-1,-7,-9,-3, а также реактивные истребители Як-15,-17 и другие, Як-25 — первый всепогодный перехватчик; Як-27Р — первый сверхзвуковой разведчик; Як-28 — первый сверхзвуковой фронтовой бомбардировщик, он же перехватчик; первый советский самолет вертикального взлета и посадки Як-36 и его палубный вариант Як-38; реактивные пассажирские Як-40,-42;
Документальный фильм (39 мин.)"Неизвестный АэС. Авиаконструктор Яковлев"
14. Токарев Фёдор Васильевич (1871 - 1968) Конструктор стрелкового оружия
Советский конструктор стрелкового оружия. Наиболее известные разработки: пистолет ТТ и винтовка СВТ-38/40
Документальный фильм (23 мин.)"Пистолет ТТ"
15. Макаренко Антон Семенович (1888-1939) Педагог
Педагог и писатель. Осуществил первый в пед. практике опыт массового перевоспитания детей-правонарушителей.Разрабатывал теорию и методику воспитания в коллективе, теорию семейного воспитания.
Документальный фильм (26 мин.)"Антон Макаренко. Гении и злодеи."
16. Платонов Сергей Федорович (1860-1933) Историк
Русский историк. Основной научный труд - "Очерки по истории смуты в Московском государстве XVI - XVII вв." В развитии Смутного времени Платонов выделял три периода: династический, социальный, национальный.

17. Покровский Михаил Николаевич (1868 - 1932) Историк
Лидер советских историков в 1920-е годы, «глава марксистской исторической школы в СССР»

18. Тарле Евгений Викторович (1874-1955) Историк
Выдающийся советский историк, педагог, академик АН СССР (1927). Сочинения в 12 томах.
19. Сорокин Питирим Александрович (1889-1968) Социолог
Российский и американский социолог и культуролог, педагог. Один из основоположников теорий социальной стратификации и социальной мобильности.
Документальный фильм (39 мин.) "Питирим Сорокин. Наследие"
Учебный шаг 1.2.
Изучить 17 сегментов "Деятели литературы 1914-1941 гг."
и пройти тренинг №2
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ УЧЕБНОГО ШАГА:
а) Запомнить фамилии 17-ти деятелей литературы, их основные произведения и вклад (желательно просмотреть видео).
б) Проверить качество проделанной работы: мысленно сформулировать вклад каждого литератора и сверить свой ответ с учебным материалом в раскрывающихся блоках.
в) Перейти к тренингу №2 в системе "Индиго" с основной или этой страницы курса.
1. Брик Oсип Максимович (1888-1945) Литературный критик, сценарист
Российский и советский писатель, литературный критик, сценарист и стиховед, адвокат, один из теоретиков русского авангарда.
2. Ахматова Анна Андреевна (1889-1966) Поэтесса
Знаменитая российская поэтесса 20 века, писательница, переводчик, критик и литературовед.
Основное произведение:поэма «Реквием»
Документальный фильм (16 мин.) "Ахматова Анна Андреевна"
3. Блок Александр Александрович (1880-1921) Поэт
Классик русской литературы XX столетия, один из крупнейших представителей русского символизма.
Основное произведение: Поэма «Двенадцать» ,1918
Видеолекция (39 мин.)"Блок. Биография, лирика."
4. Горький Алексей Максимович (1868-1936) Писатель
Русский и советский писатель, прозаик, драматург, основоположник литературы социалистического реализма, инициатор создания Союза писателей СССР и первый председатель правления этого союза. Один из самых значительных и известных в мире русских писателей и мыслителей.
Основное произведение: Роман «Жизнь Клима Самгина» 1925-1936
Видеолекция (10 мин.)"Максим Горький Биография"
5. Короленко Владимир Галактионович (1853-1921) Писатель
Писатель, журналист, публицист, общественный деятель, заслуживший признание своей правозащитной деятельностью как в годы царской власти, так и в период Гражданской войны и советской власти
Передача (33 мин.) "Короленко Владимир Галактионович"
6. Маяковский Владимир Владимирович (1893-1930) Поэт
Русский советский поэт. Футурист. Один из крупнейших поэтов XX века
Основные произведения:
1. Поэма «Облако в штанах», 1915,
2. Поэма «Владимир Ильич Ленин», 1924;
3. Поэма «Хорошо!», 1925
Видеоурок (12 мин.) "Владимир Маяковский Биография"
7. Бабель Исаак Эммануилович (1894-1940) Писатель
Советский писатель, переводчик, сценарист и драматург, журналист, военный корреспондент.
Основное произведение: Цикл рассказов «Конармия» (1923-1925)
Документальный фильм (45 мин.) "Роковой треугольник. Исаак Бабель"
8. Бедный Демьян (1883—1945) Писатель
Советский поэт, писатель, публицист и общественный деятель.В годы гражданской войны постоянно находится на фронте, создавая злободневные стихи, песни, частушки, поэтические листовки. в 1920-е, часто выезжал на заводы и стройки, постоянно выступая перед рабочими со стихотворениями, агитирующими в пользу новой жизни, за борьбу с пережитками прошлого.
Основное произведение: Стихотворение "Проводы" ,1918
Документальный фильм (26 мин.)"Иосиф Сталин и Писатели. Демьян Бедный 1 серия"
9. Булгаков Михаил Афанасьевич (1891 – 1940) Писатель
Писатель, драматург, режиссер, один из лучших авторов первой половины ХХ века. Его перу принадлежат не только романы, повести, рассказы, пьесы, но и множество фельетонов, киносценариев, либретто.
Основные произведения:
1. Роман «Мастер и Маргарита» (1929—1940)
2. Роман «Белая гвардия» (1922—1924)
3. Повесть «Собачье сердце» (1925)
Видеолекция (25 мин.) "Михаил Булгаков. Биография, романы"
10. Есенин Сергей Александрович (1895 – 1925) Поэт
Великий русский поэт, представитель новокрестьянского поэтического искусства и имажинизма в литературе.
Основные произведения:
1. Стихотворение «Я последний поэт деревни», 1920
2. Стихотворение «Отговорила роща золотая», 1924
3. Поэма «Анна Снегина» 1925
Видеоурок (10 мин.) "Жизнь и творчество С.А.Есенина. Проблематика лирики поэта"
11. Зощенко Михаил Михайлович (1894 -1958) Писатель
Основной отличительной особенностью творчества этого замечательного сатирика является создание образа духовно убогого героя-обывателя с его недалеким мировоззрением. Излюбленным жанром Зощенко стал сказ, непопулярная в XX веке форма художественной литературы.
Основное произведение: Цикл рассказов «Голубая книга» 1934-1935
Видеолекция (26 мин.) "Михаил Зощенко: изучение биографии"
12. Ильф Илья (1897—1937) и Петров Евгений (1902—1942) Писатели

Советские, русские писатели-сатирики
Основные произведения:
1. Роман «Двенадцать стульев» (1928)
2. Роман «Золотой телёнок» (1931)
Видеолекция (105 мин.) "Ильф и Петров"
13. Пильняк Борис Андреевич (1894-1941) Писатель
Русский советский писатель, прозаик.
Основное произведение: Повесть "Повесть непогашенной луны" 1926
Документальный фильм (39 мин.)
"Целая жизнь Бориса Пильняка"
14. Платонов Андрей Платонович (1899–1951) Писатель
Русский советский писатель, прозаик и драматург 20 века, творчество которого отличается оригинальностью и самобытностью.
Основные произведения:
1. Роман «Чевенгур», 1929
2. Повесть «Котлован»", 1930
Видеолекция (26 миню) "А.П.Платонов. Биография, повесть Котлован, роман Чевенгур"
15. Толстой Алексей Николаевич (1883 - 1945) Писатель
Русский и советский писатель и общественный деятель из рода Толстых. Автор социально-психологических, исторических и научно-фантастических романов, повестей и рассказов, публицистических произведений.
Основные произведения:
1. Трилогия "Хождение по мукам" 1927-1941
2. Роман "Пётр Первый" 1934
Видеолекция (25 мин.) "Алексей Толстой. Жизнь и творчество".
16. Фадеев Александр Александрович (1901—1956) Писатель

Русский, советский писатель и общественный деятель
Основные произведения:
1. Роман «Разгром» 1926
2. Роман «Молодая гвардия» 1945
Документальный фильм (26 мин.)"Гении и злодеи. Александр Фадеев"
17. Шолохов Михаил Александрович (1905 - 1984) Писатель
Русский советский писатель. Лауреат Нобелевской премии по литературе (1965 год — «за художественную силу и цельность эпоса о донском казачестве в переломное для России время»)
Основные произведения:
1. Сборник "Донские рассказы", 1925
2. Роман "Тихий Дон", 1925-1940
3. Роман "Поднятая целина" 1932-1959
4. Рассказ "Судьба человека" 1956
5. Роман "Они сражались за Родину" 1942-1969
Документальный фильм (23 мин.)"История: события, люди (Шолохов)"
Учебный шаг 1.3.
Изучить 17 сегментов "Деятели искусства 1914-1941 гг."
и пройти тренинг №3
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ УЧЕБНОГО ШАГА:
а) Запомнить фамилии 20-ти деятелей искусства, их основные произведения и вклад (желательно просмотреть видео).
б) Проверить качество проделанной работы: мысленно сформулировать вклад каждого деятеля искусства и сверить свой ответ с учебным материалом в раскрывающихся блоках.
в) Перейти к тренингу №3 в системе "Индиго" с основной или этой страницы курса.
1. Бродский Исаак Израилевич (1883—1939) Художник
Русский и советский живописец и график, один из главных представителей реалистического направления в советской живописи 1930-х годов, автор обширной изобразительной ленинианы.
Основные произведения:
1. Картина Портрет А. Ф. Керенского. 1917 г.
2. Картина «В. И. Ленин в Смольном» (1930)
Видео (4 мин.): "Картины И.И. Бродского"
2. Бенуа Александр Николаевич (1870-1960) Художник
Русский художник и художественный критик, с особенной любовью изучавший быт и искусство XVIII века во Франции и России и написавший целый ряд картин из этой эпохи. В 1919 — 1926 гг. заведует картинной галереей Эрмитажа. В 1922 году вышла крупнейшая графическая работа Бенуа за годы революции — альбом «Версаль», где 26 акварелей художника сопровождаются его же текстом. С 1926 — в эмиграции.
Основное произведение периода:альбом «Версаль», 1919 — 1926
Видео (3 мин.): "Картины А.Н.Бенуа"
3. Моор Дмитрий (1883—1946) Художник

Русский и советский художник, мастер графики, один из основоположников советского политического плаката,
Основное произведение: Плакат «Ты записался добровольцем?» 1920
Документальный фильм (13 мин.) "Символы эпохи".
4. Кустодиев Борис Михайлович (1878 - 1927) Художник
Русский советский художник,который разрабатывал своеобразный жанр портрета, вернее, портрета-картины, портрета-типа, в котором модель связана воедино с окружающим её пейзажем или интерьером. Одновременно это обобщённый образ человека и его неповторимая индивидуальность, раскрытие её через окружающий модель мир.
Основное произведение:«Купчиха за чаем» (1918)
Документальный фильм (13 мин.) "Художник Борис Михайлович Кустодиев"
5. Мухина Вера Игнатьевна (1889—1953) Скульптор

Советский скульптор-монументалист.
Основное произведение:Монумент «Рабочий и колхозница» в Москве 1936
Видео: (2 мин.)"130 лет Вере Мухиной"
6. Татлин Владимир Евграфович (1885—1953) Художник

Русский и советский живописец, график, дизайнер и художник театра. Один из крупнейших представителей русского авангарда, родоначальник конструктивизма. Проект Памятника III Интернационала (1919—1920) Татлина с вынесенной наружу несущей конструкцией стал одним из важнейших символов мирового авангарда и своеобразной визитной карточкой конструктивизма.
Основное произведение:Проект"Памятника III Интернационала" (Башня Татлина), 1920
7. Щусев Алексей Викторович (1873—1949) Архитектор

Выдающийся русский архитектор, приверженец как традиционных, так и авангардных стилей. В 1900 - 1910-е гг. - ведущий архитектор неорусского стиля, в 1920-е гг. - успешный конструктивист, в 1930-1940-е гг. – последовательный сторонник классических форм, умело сочетающий их со всем советским, в т. ч. с позднесталинским «ампиром»
Основное произведение: Мавзолей В. И. Ленина на Красной площади (1924—1930).
Документальный фильм (11 мин.)"Архитектор Щусев"
8. Дунаевский Исаак Иосифович (1900-1955) Композитор
Советский композитор. Один из создателей советской оперетты — написал 12 произведений в этом жанре: «И нашим, и вашим» (1927), «Женихи» (1927), «Золотая долина» (1937), «Вольный ветер» (1947) и др. Создатель песен и музыки к кинофильмам: «Веселые ребята» (1934), «Три товарища» (1935), «Цирк» (1936), «Дети капитана Гранта» (1936), «Волга-Волга» (1938)
Основные произведения:
1. Песня о Родине из к/ф Цирк»
2. Музыка к фильму "Дети капитана Гранта"

Документальный фильм (57 мин.)"Композитор Исаак Осипович Дунаевский."

9. Прокофьев Сергей Сергеевич (1891—1953) Композитор
Русский и советский композитор.Писал во всех современных ему жанрах. Его перу принадлежат 8 опер, 8 балетов, 7 симфоний и другие оркестровые сочинения, 9 концертов для сольного инструмента с оркестром, 9 фортепианных сонат, оратории и кантаты, камерные вокальные и инструментальные сочинения, музыка для кино и театра. С.С.Прокофьев создал собственный новаторский стиль. Новаторскими чертами отмечены сочинения как раннего, так и заграничного и советского периодов. Многие его сочинения (всего более 130 опусов) вошли в сокровищницу мировой музыкальной культуры
Основные произведения:
1. Симфоническая сказка «Петя и волк»
2. Кантата «Александр Невский»
Документальный фильм (53 мин.)"Гении. Сергей Прокофьев"
10. Шостакович Дмитрий Дмитриевич (1906—1975) Композитор
Советский композитор,один из крупнейших композиторов XX века, автор 15 симфоний (в том числе 7-я Ленинградская) и 15 квартетов, 6 концертов, 3 опер, 3 балетов, многочисленных произведений камерной музыки, музыки для кинофильмов и театральных постановок.
Основные произведения:
1.Опера "Леди Макбет Мценского уезда (Екатерина Измайлова), 1934
2.Симфония No. 7 («Ленинградская»), 1941
Документальный фильм (53 мин.)"Композитор Шостакович"
11. Шаляпин Федор Иванович (1873-1938) Певец

Российский певец (бас). Один из величайших представителей русской вокальной школы и реалистического исполнительского искусства. Сочетая дар певца и драматического актера, создал галерею разнохарактерных образов, раскрывая сложный внутренний мир героя. Среди лучших оперных партий: Борис, Варлаам и Пимен («Борис Годунов» М. П. Мусоргского), Мефистофель («Фауст» Ш. Гуно и «Мефистофель» А. Бойто), Мельник («Русалка» А. С. Даргомыжского), Иван Грозный («Псковитянка» Я. А. Римского-Корсакова). Прославился и как камерный певец, исполняя русские народные песни и романсы.
Документальный фильм (53 мин.) "Шаляпин - голос времени"
12. Гнесин Михаил Фабианович (1883—1957) Композитор, педагог
Русский и советский композитор, педагог, музыкально-общественный деятель
Документальный фильм (26 мин.) "М Ф Гнесин"
13. Вахтангов Евгений Багратионович (1883-1922) Театральный режиссер

В режиссерской деятельности исходил из творчески воспринятых положений системы К. С. Станиславского. Провозгласил программу "фантастического реализма", создающего особую театральную реальность, стремился раскрыть внутренний смысл драматических произведений средствами гротеска.
Документальный фильм (18 мин.) "Евгений Вахтангов"
14. Мейерхольд Всеволод Эмильевич (1874-1940) Театральный режиссер
Русский советский театральный режиссёр, актёр и педагог. Теоретик и практик театрального гротеска, создатель актёрской системы, получившей название «биомеханика».
Документальный фильм (58 мин.)"Мейерхольд"
15. Эйзенштейн Сергей Михайлович (1898–1948) Кинорежиссер
Русский советский кинорежиссер, чьи фильмы и теоретические работы, прежде всего в области монтажа, утвердили новые формы кинематографической выразительности.
Основные произведения:
1. Фильм "Броненосец «Потёмкин»" 1925
2. Фильм "Александр Невский" 1938
Документальный фильм (49 мин.)"Сергей Эйзенштейн" https://youtu.be/iM1Cku_Jssw
16. Орлова Любовь Петровна (1902-1975) Актриса
Советская актриса,красота и талант которой способствовал популярности фильмов прославлявших "счастливую жизнь" в СССР. Наиболее яркие роли: Анюта ("Веселые ребята", 1934), Марион Диксон ("Цирк", 1936), Дуня-Стрелка ("Волга-Волга", 1938), Таня ("Светлый путь", 1940),
Документальный фильм (40 мин.)"ЛЮБОВЬ ОРЛОВА"
17. Александров Григорий Васильевич (1903-1983) Кинорежиссёр
Советский актёр немого кино, кинорежиссёр, сценарист, педагог. А.Г. Александров является родоначальником советской музыкальной комедии. Его фильмы заряжали оптимизмом, радостью, верой в наступление светлого будущего. В картинах сочетается яркость эмоциональных красок, богатство музыкального оформления, россыпь остроумных трюков, эксцентричные импровизации на комические темы, обилие искреннего веселья и озорства. Кроме того, утверждаются идеи преимуществ советского строя, важности гражданского долга, ответственности перед Родиной и страной. Первой самостоятельной режиссерской работой становится фильм «Веселые ребята» (1934), выполненный в жанре музыкальной комедии. В следующем фильме, «Цирк» (1936), А.Г. Александров затрагивает политические темы, обличает капитализм и расизм. В 1938 была снята картина «Волга-Волга» (1938), любимый фильм И. В. Сталина. Автор прибегает здесь к едкой сатире, осуждает бюрократию, прославляет народ и его таланты, утверждает неизбежность светлого будущего.
Основные произведения:
1. Фильм «Веселые ребята» (1934)
2. Фильм «Цирк» (1936)
3. Фильм «Волга-Волга» (1938)
Документальный фильм (39 мин.)"Любовь Орлова и Григорий Александров. Больше, чем любовь"
18. Довженко Александр Петрович (1894-1956) Кинорежиссёр
Советский украинский кинорежиссёр. Один из основоположников советского кинематографа. Получил мировую известность после выхода фильмов "Звенигора" (1928), "Арсенал" (1929), "Земля" (1930), восхвалявшего коллективизацию. В 1939 Довженко по личному заданию И.В. Сталина создал фильм "Шорс" о героике Гражданской войны.
Основное произведение:Фильм "Щорс" 1939
Документальный фильм (26 мин.)"Довженко Александр Петрович"
19. Пудовкин Всеволод Илларионович (1893-1953) Кинорежиссёр
Советский кинорежиссёр и теоретик кино. Экранизировал повесть М. Горького «Мать» (1926),что становится крупнейшим достижением советского кинематографа. Затем ставит фильмы «Конец Санкт-Петербурга» (1927) и «Потомок Чингисхана» (1929). Большую роль в развитии советского исторического фильма сыграли картины Пудовкин «Минин и Пожарский» (1939), «Суворов» (1941).
Основные произведения:
1. Фильм «Мать» (1926)
2. Фильм «Суворов» (1941)
Документальный фильм (26 мин.) "Всеволод Пудовкин. Легенды мирового кино"
20. Черкасов Николай Константинович (1903-1966) Актер
Советский актёр театра и кино.Актер необычайно широкого творческого диапазона, художник высокого социального оптимизма, глубокой коммунистической партийности. Создал ряд художественных портретов выдающихся исторических деятелей. Широкую известность получил после исполнения роли профессора Полежаева в фильме «Депутат Балтики» (1937), ставшем этапным в развитии советского кино. Выдающееся место в истории кино заняли также образы царевича Алексея в фильме «Петр Первый» (1937-1939), Александра Невского («Александр Невский», 1938), Ивана Грозного («Иван Грозный», 1945, 1958).
Документальный фильм (26 мин.)"Николай Черкасов. Легенды мирового кино"
А. Блок: Поэма "Двенадцать", 1918
Поэма «12» Блока была написана в январе 1918 года. Произведение стало откликом писателя на события Октябрьской революции. Поэма А. Блока «Двенадцать» является одним из самых ярких произведений русской литературы эпохи символизма.
События поэмы разворачиваются в революционном Петербурге зимой 1917–1918 гг. При этом сам город в произведении является олицетворением всей России.




М. Горький "Жизнь Клима Самгина" 1925-1936
В произведении «Жизнь Клима Самгина» описывается сорокалетний период жизни семьи Самгиных на фоне исторических событий, происходящих в России в конце 19 — начале 20 века. Действие романа разворачивается как в крупных городах, так и в провинции.

В. Маяковский: Поэма «Облако в штанах», 1915
Визитная карточка дореволюционного Маяковского — футуриста, чьи тексты обещают что-то большее, чем футуризм. Поэт, объявивший себя голосом улицы, сгорает от любви к женщине по имени Мария, отрицает старое искусство и бросает вызов Богу, и всё это со страстью и словесной изобретательностью, которой ещё не было в русской поэзии.
В. Маяковский: Поэма «Владимир Ильич Ленин», 1924
Поэма Маяковского «Владимир Ильич Ленин»—гимн величию Ленина. Бессмертие Ленина стало главной темой поэмы. Очень не хотелось, по словам поэта, «снизиться до простого политического пересказа событий». Маяковский изучал произведения В. И. Ленина, беседовал с людьми, знавшими его, собирал по крупице материал и вновь обращался к трудам вождя.

В. Маяковский: Поэма «Хорошо!», 1925
Поэма Владимира Маяковского «Хорошо» состоит из 19 небольших глав. Но каждая – это отдельный эпизод из жизни российского народа как накануне Октябрьской революции, в самой революции, так и после неё. Маяковский не стремится к точному воспроизведению тех или иных событий, для него важнее показать, как эти события повлияли на судьбу людей, на их отношение к партии, к Родине в целом. Это, практически, дневник тех событий. Поэтический дневник.

А. Ахматова поэма «Реквием» 1935-1940
Период создания этой поэмы занял шесть лет - с 1935 по 1940 гг. Эти годы были полны тяжких и трагических событий, которые затронули жизни многих людей, разделяя нормальную, счастливую жизнь и страшную действительность. Поэма «Реквием» состоит из нескольких частей, каждая из которых имеет несет определенную идею.

И. Бабель: цикл рассказов «Конармия» (1923—1925)
Книга состоит из 38 коротких рассказов, являющихся зарисовками жизни и быта Первой Конной армии, объединённых едиными героями и временем повествования. В книге честно и без прикрас показаны реальности того времени, жестокость войны и героизм людей, отдававших свои жизни ради общего дела. Многие эпизоды произведения являются автобиографичными. Особенностью рассказов является то, что главный герой чистокровный еврей, взявший фамилию Лютов, но не скрывающий своего происхождения.
Д. Бедный: стихотворение «Проводы» (1918)
В содержании «Проводов» отразились важные перемены в сознании людей, происходившие в результате революционных преобразований. Герой песни, рядовой красноармеец, — из тех солдат, что «по охоте» идут воевать «с барским сбродом». Агитационные призывы эпохи гражданской войны удачно соотнесены Д. Бедным со старыми, веками складывавшимися в народе представлениями о «распроклятой злодейке службе царской», с сентенциями рассказа новобранца о тяготах и опасностях службы, в результате чего песня обрела смысловую насыщенность и глубину, афористичность слога, особую эмоциональность звучания.
М.Булгаков Роман «Мастер и Маргарита» (1929—1940)
В романе находят отражения философские, а значит вечные темы. Любовь и предательство, добро и зло, истина и ложь, поражают своей дуальностью, отражая противоречивость и, вместе с тем, полноту человеческой природы. Мистификация и романтизм, оформленные изящным языком писателя, подкупают глубиной мысли, требующей неоднократного прочтения.
Трагично и безжалостно предстаёт в романе сложный период Российской истории, разворачиваясь таким сермяжным боком, что сам дьявол посещает чертоги столицы, чтобы вновь стать пленником фаустовского тезиса о силе, что вечно хочет зла, но совершает благо.

М.Булгаков: Роман «Белая гвардия» (1922—1924)
«Белая гвардия» — первый роман Михаила Булгакова. Описываются события Гражданской войны на Украине в конце 1918 года[1]. Роман повествует о семье русских интеллигентов и их друзьях, которые переживают социальный катаклизм гражданской войны. Роман во многом автобиографичен, почти у всех персонажей есть прототипы — родственники, друзья и знакомые семьи Булгаковых. Декорациями романа стали улицы Киева и дом, в котором жила семья Булгаковых в 1918 году?
М.Булгаков: Повесть «Собачье сердце» (1925)
Повесть «Собачье сердце» Булгаков написал в 1925 году. В это время были очень популярны идеи улучшения человеческой породы с помощью передовых достижений науки. Герой Булгакова, профессор с мировым именем Преображенский, в попытке разгадать секрет вечной молодости случайно делает открытие, позволяющее хирургическим путем превратить животное в человека. Однако эксперимент по пересадке собаке человеческого гипофиза дает совершенно неожиданный результат.
С. Есенин: Стихотворение «Я последний поэт деревни», (1920)
Стихотворение посвящено другу Есенина, Анатолию Мариенгофу — поэту, одному из основателей и теоретиков имажинизма. Стихотворение можно назвать эпитафией уходящему миру деревни — той, какой ее знал и любил Есенин. Поэт самого себя связывал с исчезающей деревней. Он чувствовал, что не сможет воспевать новое время, потому что все в нем кажется ему дисгармоничным. Главный мотив стихотворения — собственная ненужность и неизбежность своего ухода. В стихотворении не происходит никаких действий. Главное здесь — внутренние ощущения лирического героя. В ранней лирике Есенин воспевал красоту природы, радость и полноту жизни, любви. Но в стихотворении «Я последний поэт деревни…» поэт как будто заказывает панихиду по прежнему миру, обреченному на умирание.

С. Есенин: Стихотворение «Отговорила роща золотая», (1924)
Произведение по смыслу делится на 2 части: пейзажные зарисовки и философские размышления, вызванные воспоминаниями о прожитых днях. Формально стихотворение состоит из шести катренов, каждый из которых относительно завершенный по смыслу.

С. Есенин: Поэма «Анна Снегина», (1925)
Сам автор считал поэму лучшим своим произведением: он вложил в поэму всё своё мастерство, самые трогательные воспоминания молодости и зрелый, слегка романтический взгляд на прошлые отношения. История безответной любви поэта не основная в произведении – она происходит на фоне глобальных событий в русской истории – войны и революции.
М. Зощенко: Цикл рассказов «Голубая книга», (1934-1935)
«Голубая книга» - цикл сатирических новелл о пороках и страстях исторических персонажей и современного мещанина. Книга состоит из пяти самостоятельных разделов, каждый из которых предваряется авторскими размышлениями о природе того или иного явления в биографии человечества. Объясняя название книги, писатель отмечает, что «все прочие цвета были своевременно разобраны»; голубой же для него является цветом надежды и молодости.
И. Ильф и Е. Петров: Роман «Двенадцать стульев» (1928)
«Двена́дцать сту́льев» — роман Ильи Ильфа и Евгения Петрова, написанный в 1927 году и являющийся первой совместной работой соавторов. В 1928 году опубликован в художественно-литературном журнале «Тридцать дней» (№ 1—7); в том же году издан отдельной книгой. В основе сюжета — поиски бриллиантов, спрятанных в одном из двенадцати стульев мадам Петуховой, однако история, изложенная в произведении, не ограничена рамками приключенческого жанра: в ней, по мнению исследователей, дан «глобальный образ эпохи».
И. Ильф и Е. Петров: Роман «Золотой телёнок» (1931)
В основе сюжета — дальнейшие приключения центрального персонажа «Двенадцати стульев» Остапа Бендера, происходящие на фоне картин советской жизни начала 1930-х годов. Роман перекликается с рядом произведений русской и зарубежной литературы. В числе художественных приёмов, используемых соавторами, — гипербола, гротеск, каламбур, пародия.Роман вызвал неоднозначную реакцию в литературном сообществе. Полемика развернулась вокруг образов Остапа Бендера, оказавшегося, по мнению рецензентов, слишком обаятельным персонажем, и Васисуалия Лоханкина, в котором ряд критиков увидел карикатуру на русского интеллигента.
Б. Пильняк: Повесть "Повесть непогашенной луны" (1926)
Повесть написана на основании слухов об обстоятельствах смерти М. Фрунзе (представленного под именем командарма Гаврилова) в больнице во время операции с намёком на участие в этом И.В. Сталина — «негорбящегося человека из дома номер первый».

А.П. Платонов: Роман «Чевенгур», 1929
«Чевенгу́р» — утопический социально-философский роман русского писателя Андрея Платонова. Самое пространное и, по мнению многих литературоведов, самое значимое его сочинение; «единственный завершённый роман в творчестве Платонова». "Нерукотворный конец света" буржуазии и город, в котором закончилась история. О том, как дух братства соединяется с идеей Апокалипсиса в романе "Чевенгур" Андрея Платонова,
А.П. Платонов: Повесть «Котлован»", 1930
«Котлова́н» — философская повесть Андрея Платонова (1930), содержащая элементы гротеска, притчи и экзистенциального романа. Некоторые критики воспринимают повесть как антиутопию и жёсткую сатиру на СССР времён первой пятилетки.
А.Н.Толстой: Трилогия "Хождение по мукам" 1927-1941
«Хожде́ние по му́кам» — трилогия романов А. Н. Толстого, прослеживающая судьбы русской интеллигенции накануне, во время и после революционных событий 1917 года. Состоит из романов «Сёстры» (1921—1922), «Восемнадцатый год» (1927—1928) и «Хмурое утро» (1940—1941).
А.Н.Толстой: Роман "Пётр Первый" 1934
«Пётр Первый» — незаконченный исторический роман А. Н. Толстого, над которым он работал с 1929 года до самой смерти. Две первые книги были опубликованы в 1934 году. Незадолго до своей смерти, в 1943 автор начал работу над третьей книгой, но успел довести роман только до событий 1704 года. В советское время «Пётр Первый» позиционировался как эталон исторического романа в духе соцреализма. Автор проводит параллели между Петром Первым и Сталиным, на примере Петра оправдывая слом традиционного общества

А.А. Фадеев: Роман «Разгром», 1926
Действие происходит в годы Гражданской войны в Уссурийском крае. Красный партизанский отряд под командованием Левинсона стоит в деревне и продолжительное время не ведёт боевых действий. Люди привыкают к обманчивому спокойствию. Но вскоре противник начинает крупномасштабное наступление, вокруг отряда сжимается кольцо врагов. Командир отряда делает всё возможное, чтобы сохранить отряд как боевую единицу и продолжить борьбу. Отряд, прижатый к трясине, делает гать и переходит по ней в тайгу. В финале отряд попадает в казачью засаду, но, понеся большие потери, прорывается сквозь кольцо.
А.А. Фадеев: Роман «Молодая гвардия», 1946
«Молодая гвардия» — роман советского писателя Александра Фадеева, посвящённый действовавшей в Краснодоне во время Великой Отечественной войны молодёжной подпольной организации под названием «Молодая гвардия» (1942—1943), многие члены которой были казнены немецкими военными.Большинство главных героев романа: Олег Кошевой, Ульяна Громова, Любовь Шевцова, Иван Земнухов, Сергей Тюленин и др. — реально существовавшие люди. Наряду с ними, в романе действуют и вымышленные персонажи. Кроме того, автор, использовав известные ему имена фактически существовавших юных подпольщиков, наделил их литературными чертами, характерами и действиями, творчески переосмыслив образы этих персонажей.

М.А. Шолохов: Сборник "Донские рассказы", 1925
Сборник «Донские рассказы» Шолохова впервые был издан в 1925 году. Рассказы, вошедшие в этот цикл, объединены между собой общей темой – описанием жизни донских казаков в непростой период Первой мировой войны, последующей за ней революцией и Гражданской войной. Сборник состоит из 6 произведений: «Родинка», «Алешкино сердце», «Нахаленок», «Жеребенок», «Чужая кровь» и «Лазоревая степь». Рассказы написаны в духе своего времени и пронизаны коммунистической идеологией, что соответствует стилистической манере соцреализма.

М.А. Шолохов: Роман "Тихий Дон", 1925-1940
Одно из наиболее значительных произведений русской литературы XX века, рисующее широкую панораму жизни донского казачества во время Первой мировой войны, революционных событий 1917 года и Гражданской войны в России.Роман переведён на множество иностранных языков, на английском перевод появился уже в 1934 году. За этот роман в 1965 году Шолохову была присуждена Нобелевская премия по литературе с формулировкой «За художественную силу и цельность эпоса о донском казачестве в переломное для России время».

М.А. Шолохов: Роман "Поднятая целина" 1932-1959
События романа разворачиваются на Дону в разгар коллективизации, в 1930 году. На хутор Гремячий Лог по заданию партии приезжает коммунист, двадцатипятитысячник, бывший моряк и рабочий Ленинградского завода, Семён Давыдов. Он знакомится с руководителем местной партийной ячейки Макаром Нагульновым и председателем гремяченского сельсовета Андреем Размётновым. Вместе им меньше чем за год удается организовать Гремяченский колхоз, преодолевая недоверие «середняков», борясь с вредительством и бесхозяйственностью.
М.А. Шолохов: Рассказ "Судьба человека" 1956
С началом Великой Отечественной войны шофёру Андрею Соколову приходится расстаться с семьёй и уйти на фронт. Уже в первые месяцы войны он получает ранение и попадает в нацистский плен. В плену он переживает все тяжести концлагеря, благодаря своему мужеству избегает расстрела и, наконец, бежит из него за линию фронта, к своим. В коротком фронтовом отпуске на малую родину он узнаёт, что его любимая жена Ирина и обе дочери погибли во время бомбёжки. Он сразу же возвращается на фронт не в силах больше находиться в родном городе. Из родных у него остался только молодой сын, ставший офицером. В день победы Андрей получает известие о том, что его сын погиб в последний день войны. После войны одинокий Андрей Соколов работает в чужих местах. Там он встречает маленького мальчика Ваню, оставшегося сиротой. Его мать погибла, а отец пропал без вести. Соколов говорит мальчику, что он его отец, и этим даёт мальчику (и себе) надежду на новую жизнь.
М.А. Шолохов: Роман "Они сражались за Родину" 1942-1969
Над первыми главами романа автор работал в Западном Казахстане, во время приездов с фронта к семье, находившейся там в эвакуации в 1942—1943 годах. Текст романа воссоздаёт один из самых трагических моментов Великой Отечественной войны — отступление советских войск на Дону летом 1942 года. Михаил Шолохов одним из первых русских писателей открыто писал о трудностях, ошибках, хаосе во фронтовой дислокации, об отсутствии «сильной руки», способной навести порядок. Не хлебом и солью встречают отступающие части жители казачьей станицы, а бросают в лицо измученным солдатам гневные и несправедливые слова.
И.И. Бродский: Портрет А. Ф. Керенского. 1917 г.
Портрет был начат летом 1917-го, но закончен уже в 1918-м, после свержения временного правительства. Портрет являет зрителю в лице Керенского прямое и бесстрастное видение однозначного героя, народного лидера, политического вождя, способного проявить большую волю и энергию для свершения чуда, которого так ждала Россия. Бродский запечатлел игру актёра в вождя, которым Керенский в действительности не был.
И.И. Бродский: Картина «В. И. Ленин в Смольном» (1930)
«В. И. Ленин в Смольном» — картина известного советского живописца И. И. Бродского, исполненная художником в 1930 году и изображающая В. И. Ленина в момент работы над запиской в одном из помещений Смольного в первые недели советской власти. После своего появления картина «Ленин в Смольном» стала одним из самых популярных произведений, посвященных образу вождя революции. Она неоднократно экспонировалась на крупнейших художественных выставках, воспроизводилась в печати, в том числе массовыми тиражами в виде цветных репродукций. Бродским были сделаны несколько авторских повторений картины, незначительно отличавшихся от первого варианта размерами
А. Бенуа: альбом «Версаль», 1919 — 1926
Версаль для Александра Бенуа - воплощение гармонического единства человека, природы и искусства. В "гармонии внешних форм жизни" художник видит не поверхностное наслоение, а выражение "культуры человеческого достоинства", то есть начало этическое. Главный герой картин Бенуа незрим. Это художник, творец Версальского ансамбля. Он - преобразователь природы, режиссер жизни. Он установил тот торжественный лад, которому подчиняется быт эпохи. Еще вернее сказать, что в версальских картинах два героя. Второй - это сам Бенуа, философ и мечтатель, типичный художник "Мира искусства", в котором суетность и хаотичность мещанского быта рождают тягу к красоте, гармонии, величию.

Д.Моор: Плакат «Ты записался добровольцем?»
«Ты записался добровольцем?» — большевистский агитационный плакат, созданный художником Дмитрием Моором в июне 1920 года, во время Гражданской войны в России.

Б.М. Кустодиев: «Купчиха за чаем» 1918
На картине изображена купчиха, сидящая за чаем на террасе своего особняка на фоне провинциального городского пейзажа. В этой работе Кустодиев воплотил свой давний замысел о создании картины на тему купеческого чаепития, с женщиной — главной героиней полотна. Картину «Купчиха за чаем» можно считать одним из наивысших достижений Кустодиева в послереволюционный период его творчества, программной работой художника
Вера Мухина: Монумент «Рабочий и колхозница» в Москве 1936
«Рабочий и колхозница» — памятник монументального искусства, «идеал и символ советской эпохи», признанный «эталон социалистического реализма». Представляет собой скульптурную группу из двух фигур, мужской и женской, которые устремлены вперёд и поднимают над своими головами серп и молот.
В.Татлин: Проект "Памятника III Интернационала" (Башня Татлина), 1920
Башня Татлина (Памятник III Коммунистического интернационала — проект монументального памятника, посвящённого III Интернационалу, разработанный советским архитектором Владимиром Евграфовичем Татлиным. Строительство башни-монумента планировалось осуществить в Петрограде-Ленинграде, после победы Октябрьской революции 1917 года. Железный грандиозный монумент предназначался для высших органов всемирной рабоче-крестьянской власти (Коминтерна), которым предлагалось разместиться в семиэтажных вращающихся зданиях. Однако возведение монумента осуществлено не было, по причине охлаждения руководства страны к авангардизму в конце 1920-х годов.
А.В. Щусев: Мавзолей В. И. Ленина на Красной площади (1924—1930).
Место, где с 1924 года покоится забальзамированное тело В.И. Ленина, давно перестало быть просто ритуальной усыпальницей. Оно считается монументом ушедшей социалистической эпохе и имеет статус музея. Это одна из главных достопримечательностей Красной площади, которую посетило уже более 120 миллионов человек. Многие туристы, не зависимо от политических убеждений, специально приезжают в центр российской столицы, чтобы пройти мимо саркофага с телом коммунистического вождя.
И. Дунаевский: Песня о Родине из к/ф Цирк» (1936)
И. Дунаевский: Музыка к фильму "Дети капитана Гранта" (1936)
С.С. Прокофьев: Симфоническая сказка «Петя и волк» (1936)
«Петя и волк» — симфоническая сказка для детей, написанная Сергеем Сергеевичем Прокофьевым на собственный текст весной 1936 года, для постановки в её Центральном детском театре. Премьера состоялась 2 мая 1936 года. Произведение исполняется чтецом, текст для которого написан самим композитором, и оркестром.
С.С. Прокофьев: Кантата «Александр Невский» (1936)
Кантата являет собой образец советского историко-героического эпоса. В произведении нашли отражение картины вражеского нашествия, патриотического подъёма всего народа, решающей битвы, оплакивания павших и прославления Родины. Для изображения противостоящих сил автор использовал контрастные средства: выразительные диатонические мелодии присущи русским темам в кантате, в то время как крестоносцы представлены подчёркнуто диссонантной музыкой на бессмысленный набор латинских слов: peregrinus (чужестранец), expectavi (я ожидал), pedes meos (ступни мои), in cymbalis (на кимвалах).
Д.Д. Шостакович: Опера "Леди Макбет Мценского уезда (Екатерина Измайлова), 1934
Опера Дмитрия Шостаковича в 4 действиях, 9 картинах на либретто Д. Д. Шостаковича и А. Г. Прейса по мотивам одноимённой повести Н. С. Лескова. Премьера состоялась в январе 1934 года в Малом ленинградском оперном театре (МАЛЕГОТ).Опера послужила поводом к осуждению композитора руководством коммунистической партии и была запрещена к постановке во второй половине 1930-х — 1950-х годах. В 1962 году поставлена (Москва) в автоцензурированном виде под названием «Катерина Измайлова»; в 1966 году снят фильм под тем же названием. Постановка оперы в оригинальном виде возобновлена в 1978 году (Лондон).
Д.Д. Шостакович: Симфония No. 7 («Ленинградская»), 1941
Симфония Шостаковича № 7 «Ленинградская» создана композитором в 1941 году и является главным симфоническим произведением, посвященным Отечественной войне. Этот шедевр советского периода представляет из себя гениальное симфоническое полотно, благодаря чему оно стало широко известно во всем мире.
С. Эйзенштейн: Фильм "Броненосец «Потёмкин»" 1925
Культовый немой исторический черно-белый фильм, снятый Сергеем Эйзенштейном по прямому заказу юбилейной комиссии ВЦИКа к двадцатой годовщине Первой русской революции. Неоднократно в разные годы признавался лучшим или одним из лучших фильмов всех времён и народов по итогам опросов критиков, кинорежиссёров и публики.
С. Эйзенштейн: Фильм "Александр Невский" 1938
«Александр Невский» — советский художественный исторический фильм о древнерусском князе, одержавшем победу в битве с рыцарями Ливонского ордена на Чудском озере 5 апреля 1242 года. Относится к плеяде классических советских исторических фильмов 1930-х годов и считается одной из лучших работ Сергея Эйзенштейна. Музыку к фильму написал Сергей Прокофьев.
Г.В. Александров: Фильм «Веселые ребята» (1934)
«Весёлые ребята» — первая музыкальная кинокомедия, снятая в 1934 году в СССР. Фильм считается классикой советской комедии. Первая из серии музыкальных комедий режиссёра Григория Александрова и композитора Исаака Дунаевского. Первая лирико-комедийная роль Любови Орловой. Картина имела большой успех как в СССР, так и за рубежом, где она демонстрировалась под названием «Москва смеётся»
Г.В. Александров: Фильм «Цирк» (1936)
«Цирк» — советский комедийный музыкальный художественный фильм, поставленный в 1936 году режиссёром Григорием Александровым по сценарию, основанному на пьесе Ильи Ильфа, Евгения Петрова и Валентина Катаева «Под куполом цирка» для Московского мюзик-холла. Авторы пьесы убрали свои имена из титров из-за несогласия с режиссёрской трактовкой.
Г.В. Александров: Фильм «Волга-Волга» (1938)
«Цирк» — советский комедийный музыкальный художественный фильм, поставленный в 1936 году режиссёром Григорием Александровым по сценарию, основанному на пьесе Ильи Ильфа, Евгения Петрова и Валентина Катаева «Под куполом цирка» для Московского мюзик-холла. Авторы пьесы убрали свои имена из титров из-за несогласия с режиссёрской трактовкой.
А. Довженко: Фильм "Щорс" 1939
«Щорс» — кинофильм Александра Довженко 1939 года. Историко-революционная лента об известном полководце времён гражданской войны Николае Щорсе. Действие происходит на Украине в 1919 году, когда войска Красной Армии шли к Киеву. Скоро им предстоят бои с войсками Петлюры и Добровольческой армии Драгомирова.
В. Пудовкин: Фильм «Мать» (1926)
«Мать» — художественный фильм, поставленный в 1926 году режиссёром Всеволодом Пудовкиным. Сюжет фильма заимствован из романа А. М. Горького «Мать». По проведенному опросу критиков мира в рамках Всемирной выставки в Брюсселе (1958) фильм назван восьмым, а режиссер В.Пудовкин десятым в числе лучших за историю кино; по итогам голосования молодых кинорежиссеров там же фильм назван в числе шести лучших фильмов всех времен и народов
В. Пудовкин: Фильм «Суворов» (1940)
Фильм рассказывает о великом русском полководце, генерал-фельдмаршале Александре Васильевиче Суворове. В духе времени создания фильма рассматриваются эпизоды из жизни полководца в 1794—1799 гг. Начинается фильм с польской кампании (после боя под Соколкой), что было весьма актуально после разгрома Польши в 1939 г. Далее следуют противостояние с Павлом I, возвращение на службу из ссылки в Кончанском и швейцарский поход, во время которого в штабе Суворова оказывается шпион, его разоблачают и расстреливают без суда. Заканчивается фильм сценой штурма Чёртова моста.
Made on
Tilda