ПРОФЕССОР Г.Н. СЕРДЮКОВ

Интерактивный онлайн-самоучитель
по подготовке к ЕГЭ по истории и
историческим олимпиадам
(Учебный комплекс из 9-ти частей
для углубленной самостоятельной подготовки)

Интерактивный онлайн-самоучитель
по подготовке к ЕГЭ по истории и
историческим олимпиадам

(Учебный комплекс из 9-ти частей
для углубленной самостоятельной подготовки)
1. Кратко об интерактивном онлайн-самоучителе
1. В онлайн-самоучителе учтены текущие (на 2022 г.) и перспективные (до 2024 г.) установки ФИПИ по реформированию экзаменационной модели единого государственного экзамена по истории.

2. В отличие от пособий на бумажных носителях, онлайн-формат самоучителя позволяет очень быстро и без проблем для пользователей корректировать его содержание, что особенно важно в связи с неизбежным и ежегодным внесением существенных изменений в демоверсию экзамена.

3. Онлайн-самоучитель предназначен для абитуриентов (учащихся 8-11 классов) и рекомендуется для планомерной, углубленной самоподготовки к ЕГЭ и участию в исторических олимпиадах.

4. Обязательное условие успешной работы с онлайн-самоучителем - предварительное изучение абитуриентом соответствующих учебных материалов любого школьного учебника из федерального списка Министерства просвещения РФ.

5. Выпуск всех 9-ти частей онлайн-самоучителя планируется завершить в марте 2022 г.

7. Содержание (скриншоты) каждой из 9-ти частей онлайн-самоучителя можно посмотреть по мере их выхода в конце страницы в блоке №4. Содержание (скриншоты) 9-ти частей онлайн-самоучителя
1
Структура онлайн-самоучителя
А) Онлайн-самоучитель состоит из 9-частей:
1. Русь в IX - XII вв.
2. Русь в XIII - XV вв.
3. Россия в XVI - XVII вв.
4. Россия в XVIII в.
5. Россия в 1 пол.XIX вв.
6. Россия во 2 пол.XIX - нач.XX вв.
7. Россия (СССР) в 1914-1945 гг.
8. СССР в 1945-1991 гг.
9. Россия в 1991-2020 гг.
Б) Каждая из 9-ти частей онлайн-самоучителя состоит из двух разделов: "Теория" и "Практика".
В) Изучение всех 9-ти частей онлайн самоучителя завершается итоговой "репетицией" Единого государственного экзамена в тестовой системе "Индиго".
2
Теоретический и практический разделы онлайн-самоучителя
1. Раздел "Теория" включает в себя изучение трех групп основных ключевых сегментов экзаменационных заданий ЕГЭ конкретного исторического периода:
а) исторические события (явления процессы);
б) исторические деятели;
в) причинно-следственные связи.
2. Раздел "Практика" включает в себя:
а) изучение дополнительных ключевых сегментов к каждому заданию Демоверсии ЕГЭ;
б) отработку навыков выполнения каждого задания в тестовой системе "Индиго";
в) "репетицию" реального экзамена в хронологических рамках изученного исторического периода.
3
Главное в подходе к содержанию самоподготовки
1. Изучаются исключительно ключевые сегменты, т.е базовые структурные элементы конкретных экзаменационных заданий, усвоение которых позволяет абитуриентам "узнавать" их в конкретных тестах и без особых усилий находить правильный ответ.
2. Изучение ключевых сегментов в триаде: исторические события (явления, процессы) - исторические деятели - причинно-следственные связи, позволяет абитуриенту:
а) понять и запомнить каждый ключевой сегмент не изолированно, а в тесной взаимосвязи с другими;
б) лучше уяснить логику и закономерности отечественной истории.
4
Главное в подходе к форме самоподготовки
Ключевые сегменты экзаменационных заданий изучаются в самоучителе исключительно через интерактивные таблицы, которые:
а) позволяют абитуриенту
видеть на экране сразу все изучаемые ключевые сегменты и линии их взаимосвязей;
б) обеспечивают абитуриенту мгновенный доступ учебным материалам с помощью мышки;
в) позволяют абитуриенту осуществить быструю самопроверку качества текущей учебной работы.

5
Историографический формат самоподготовки
В самоучителе практически по всем сложным проблемам отечественной истории показаны точки зрения историков, что обеспечивает:
а) глубокое понимание исторических событий (процессов, явлений), которые часто по разному интерпретируются в учебных пособиях, что ставит абитуриента в тупик;
б) более высокий качественный уровень подготовки к ЕГЭ по истории;
в) резкое увеличение шансов на успех в исторических олимпиадах и конкурсах.

6
Комфортность самоподготовки
1. Онлайн-самоучитель доступен с любого ( в т.ч. мобильного) устройства с выходом в интернет.
2. Весь учебный материал сконцентрирован в визуальной зоне мгновенного доступа.
3. Наличие подробных методических указаний по каждому учебному действию.
4. Мощная система объективной проверки качества самостоятельной работы через тестовую систему "Индиго".
2. Подробно о разделе "Теория" онлайн-самоучителя
3. Подробно о разделе "Практика" онлайн-самоучителя
2. Особенности подготовки к выполнению заданий первой части Демоверсии ЕГЭ
3. Особенности подготовки к выполнению заданий второй части Демоверсии ЕГЭ
4. Содержание (скриншоты) 9-ти частей онлайн-самоучителя
5. Условия получения доступа к онлайн-самоучителю
Доступ к олайн-самоучителю предоставляется на один год
с возможностью льготного продления
Причины фиксированного срока пользования онлайн-самоучителем:
Так как онлайн-формат самоучителя, в отличие от учебных пособий на бумажных и офлайн носителях, позволяет очень быстро вносить необходимые коррективы в содержание и тестовую базу данного учебного комплекса, в нем предусмотрены процедуры текущего и ежегодного обновления:
1. Текущее обновление производится по мере появления новых установок и рекомендаций ФИПИ, замечаний и предложений пользователей данного пособия, эффективных методических разработок. Особое внимание уделяется постоянному пополнению тестовой базы самоучителя новыми тренировочными вариантами заданий соответствующей демоверсии ЕГЭ.
2. Ежегодное обновление онлайн-самоучителя производится в течение месяца после опубликования нормативных документов для ЕГЭ очередного года, в соответствии с объявленным ФИПИ реформированим экзаменационной модели единого государственного экзамена по истории.
3. Ежегодное подключение онлайн-самоучителя к самой лучшей в России системе тестирования "Индиго" также требует определенных затрат.
Текущее и ежегодное обновления онлайн-самоучителя осуществляются без каких-либо неудобств для пользователей, а информация о них публикуется в разделе "Обновления, отзывы, предложения" в конце страницы.
БОНУСЫ!
1. Завершение выпуска всех 9-ти частей онлайн-самоучителя планируется на март 2022 г. Все, кто приобретёт доступ ко всем 9-ти частям онлайн-самоучителя по мере их выхода, автоматически получает продление срока доступа до 1.10.2023 г.
2. Все, кто в 2021 г. приобрел (приобретёт) весь комплект из из 26-ти пособий действующего "Полного офлайн-самоучителя по темам кодификатора и заданиям демоверсии ЕГЭ по истории", могут совершенно бесплатно получить доступ ко всем 9-ти частям данного нового онлайн-самоучителя по мере их выхода, с его автоматически продлением до 1.10.2023 г. Для этого достаточно написать письмо профессору Г.Н. Сердюкову (mvkaf@yandex.ru). в котором указать ФИО и телефон.
Получить на 1 год полный доступ к интерактивному онлайн-самоучителю: часть №1
451
р.
1. После оплаты на указанный email придет письмо с с логином и паролем на вход (Проверить СПАМ)
2. Если возникнут какие-либо технические проблемы следует сообщить о них (mvkaf@yandex.ru, 8-928-183-75-07) или дождаться обязательного планового звонка профессора Г.Н. Сердюкова по телефону, обозначенному при заказе.
Резервный способ оплаты заказа: прямое перечисление на карту Сбербанка "МИР" Сердюкова Г.Н. (номер карты указан в опциях оформления заказа) или на связанный с ней телефон 8-928-183-75-07
Обновления, вопросы, отзывы, предложения
Left
Right
1. Основные характеристики раздела "Теория" онлайн-самоучителя
1. Теоретический раздел каждой из 9-ти частей онлайн-самоучителя включает в себя 5 учебных действий по изучению 5-ти интерактивных таблиц:
  • Таблица №1 (базовая)"Взаимосвязь исторических событий (процессов, явлений), их причин и последствий, конкретных действий исторических деятелей"
  • Таблица №2 "Исторические события (процессы, явления)"
  • Таблица №3 "Роль (конкретные действия) исторических деятелей в событиях (процессах, явлениях)"
  • Таблица №4 "Причины исторических событий (процессов, явлений)"
  • Таблица №5 "Последствия исторических событий (процессов, явлений)
2. Содержание интерактивных таблиц составляют ключевые сегменты экзаменационных заданий т.е. базовые структурные элементы российской истории, которые или уже реально вошли в структуру экзаменационных заданий ЕГЭ по истории или потенциально могут стать таковыми. В интерактивные таблицы вошли ключевые сегменты, объединенные в три большие группы, без которых невозможно глубоко понять российскую историю и успешно выполнить большинство заданий ЕГЭ по истории. Это:
а) Исторические события (явления процессы) отечественной истории.
б) Исторические (государственные и общественные) деятели и их конкретные действия, как участников исторических событий (явлений процессов).
в) Исторические причинно-следственные связи соответствующих исторических событий (явлений процессов).

3. Часть ключевых сегментов экзаменационных заданий ЕГЭ будет специально рассмотрена в разделе "Практика" данного онлайн-самоучителя. Это:
а) Группы ключевых сегментов "Деятели культуры" и "Памятники культуры" по заданиям №7, 14, 15.
б) Группа ключевых сегментов "Исторические события (явления процессы) зарубежной истории" по заданиям №2, 19.
в) Группа ключевых сегментов "Понятия и термины отечественной истории" по заданию №18.
г) Группа ключевых сегментов "Исторические карты" по заданиям №8, 9, 10, 11.
д) Группа ключевых сегментов "Исторические источники (тексты)" по заданиям №6, 12, 13, 16.
в) Группа ключевых сегментов "Географические объекты" по заданию №4.

4. Все реальные и потенциальные сегменты экзаменационных заданий ЕГЭ легко вычисляются из нормативных документов министерства Просвещения РФ ("Историко-культурный стандарт по отечественной истории", "Концепция преподавания учебного курса «История России»" и др.), ФИПИ (Кодификатор, открытый банк заданий ЕГЭ), конкретной практики ЕГЭ по истории.

5. Прочное усвоение ключевых сегментов позволяет абитуриентам "узнавать" их в конкретных экзаменационных заданиях и без особых усилий находить правильный ответ. Ключевые сегменты, включенные в 5 интерактивных таблиц теоретического раздела онлайн-самоучителя, не только прямо или опосредованно пронизывают практически все экзаменационные задания ЕГЭ, но и позволяют абитуриенту лучше понять логику и закономерности отечественной истории, которые не теряются в текстовом массиве учебных пособий, а даны непосредственно:
  • сегменты "Причины" объясняют закономерность исторического события (явления, процесса);
  • сегменты "Исторические деятели" через конкретные действия личностей показывают их роль и объясняют логику развития исторического события (явления, процесса);
  • сегменты "Последствия" показывают и объясняют влияние исторического события (явления, процесса) на ход российской истории.
6. Изучение учебного материала в формате интерактивных таблиц, как показала реальная практика, очень эффективно, так как:
  • позволяет абитуриенту видеть на экране сразу все изучаемые ключевые сегменты экзаменационных заданий и линии их взаимосвязей;
  • обеспечивает абитуриенту мгновенный доступ учебным материалам с помощью мышки;
  • позволяет абитуриенту осуществить быструю самопроверку качества текущей учебной работы.
7. Изучение каждой интерактивной таблицы абитуриент должен завершить самопроверкой качества проделанной учебной работы с ликвидацией выявленных пробелов в знаниях. Суть самопроверки состоит в следующем:
  • выбрать любую ячейку таблицы;
  • мысленно воспроизвести содержание, заключенного в ней учебного материала;
  • с помощью мышки вызвать всплывающее окно с соответствующим учебным контентом;
  • сравнить свой ответ с правильным, выявить пробелы в своих знаниях и ликвидировать их.
2. Изучение базовой интерактивной таблицы №1 "Взаимосвязь исторических событий (процессов, явлений), их причин и последствий, конкретных действий исторических деятелей"
1. Базовая интерактивная таблица "Взаимосвязь исторических событий (процессов, явлений), их причин, последствий, конкретных действий исторических деятелей" является основной таблицей интерактивного самоучителя, т.к. содержит практически весь учебный материал по соответствующему периоду российской истории.
а) Основная структурная единица таблицы - учебные блоки (строка таблицы) которые сгруппированы в секции (несколько строк)
б) Каждый блок (строка) состоит из трех ячеек: "Исторические события (явления, процессы", "Исторические деятели", "Причинно-следственные связи".

2.
Таблица изучается поблочно - учебный материал каждой ячейки блока представлен в формате всплывающих окон, которые вызываются простым кликом мышки ("Исторические события...") или подведением курсора ("Исторические деятели", "Причинно-следственные связи").

3.
Учебный материал всплывающего окна "Исторические события..." структурирован в виде перечня конкретных исторических событий (явлений, процессов), содержащих необходимую для сдачи ЕГЭ фактологическую информацию, а также дополнительные историографические пояснения, составленные на основе материалов фундаментального четырехтомника Е.Ю. Спицина.
  • Абитуриенту предлагается внимательно изучить каждый пункт этого перечня, уяснить и запомнить основную фактологическую информацию и суть каждого конкретного исторического события (явления, процесса).
  • Историографический обзор дан исключительно для более глубокого понимания исторических событий (процессов, явлений), которые по разному преподносятся в учебных пособиях и интернет-материалах, что часто ставит абитуриента в тупик. Специально запоминать точки зрения историков есть прямой смысл только при подготовке абитуриента к участию в исторических олимпиадах и конкурсах.
  • При возникновении вопросов, а также желании абитуриента углубить и расширить знания он может воспользоваться дополнительными текстовыми и видео учебными материалами, ссылки на которые находятся в подвале всплывающего окна.
4. Учебный материал всплывающего окна "Исторические деятели..." содержит перечень конкретный действий исторического деятеля, как участника рассмотренных исторических событий (явлений, процессов). Абитуриенту предлагается внимательно изучить и запомнить этот перечень конкретный действий исторического деятеля, как участника исторических событий (явлений, процессов).
  • Такой подход к изучению абитуриентом роли исторического деятеля в том или ином историческом событии показал свою эффективность в последние годы при подготовке к заданию "Историческое сочинение", которое сегодня временно снято.(По заявлениям И.А. Артасова: "исключение из экзаменационной работы исторического сочинения не означает полного отказа от разработки новых заданий на написание последовательного связного текста на историческую тему по заданным параметрам. Работа над созданием такого задания будет продолжена")
  • Сейчас уже очевидно, что абитуриенты лучше понимают роль исторических деятелей через уяснение их конкретный действий, а не голых фактов из их биографии или перечня их достижений.
5. При изучении третьей ячейки каждого блока - "Причинно-следственные связи..." абитуриент имеет дело с двумя отдельными всплывающими окнами с перечнями причин и последствий большинства исторических событий (явлений, процессов) конкретного исторического периода.
а) Важность составления этих перечней причин и последствий исторических событий (явлений, процессов) обусловлена рядом обстоятельств:
  • Знание причинно-следственных связей является залогом глубокого понимания всего исторического процесса.
  • В учебных пособиях причинно-следственные связи, как правило, выделяются специально довольно редко, они разбросаны по всему текстовому массиву, несколько причинно-следственных связей могут быть сформулированы в одном предложении, что создает дополнительные трудности в их усвоении абитуриентами.
  • В последнее время ФИПИ усилила внимание к проверке умения абитуриентов использовать принципы причинно-следственного анализа для изучения исторических процессов и явлений (задания №17,19 и др.)
б) Абитуриенту предлагается изучить и запомнить эти два перечня причинно-следственных связей исторических событий (явлений, процессов), т.е. отдельно перечень причин и отдельно перечень последствий.
3. Изучение интерактивной таблицы №2 "Исторические события (явления, процессы)"
1. Интерактивная таблица №2 "Исторические события (явления, процессы)" предназначена для закрепления уже изученных исторических событий (явлений, процессов) соответствующего периода российской истории, информация о которых находилась в сплывающих окнах основной базовой таблицы №1.

2. Все ранее изученные исторические события (явления, процессы), распределены по ячейкам таблицы и сгруппированы в соответствующие блоки. Абитуриенту рекомендуется запомнить это распределение по всей таблице, т.к. оно определяет связь указанных в таблице конкретных исторических событий с более общими процессами и явлениями отечественной истории.

3. Изучение таблицы, как закрепление уже изученных исторических событий (явлений, процессов), рекомендуется осуществлять поблочно через подведение курсора мышки к соответствующему номеру и вызов всплывающего окна с учебным контентом о конкретном историческом событии (явлении, процессе).
4. Изучение интерактивной таблицы №3 "Роль (конкретные действия) исторических деятелей в событиях (явлениях, процессах)"
1. Интерактивная таблица №3 "Роль (конкретные действия) исторических деятелей в событиях (явлениях, процессах)" предназначена для закрепления знаний о конкретных действиях (роли) исторических деятелей соответствующего периода российской истории, информация о которых находилась в сплывающих окнах основной базовой таблицы №1.

2. Все ранее изученные исторические деятели распределены в хронологическом порядке с указанием дат их государственной деятельности (только для правителей государства) и дат жизни для остальных государственных и общественных деятелей.

3. Абитуриенту необходимо в обязательном порядке запомнить даты государственной деятельности правителей России. Даты жизни других государственных и общественных деятелей специально запоминать не надо, достаточно знать имя руководителя государства, в период правления которого протекала их деятельность.

4. Если в основной базовой таблице №1 информация о конкретных действиях каждого исторического деятеля была разбросана по многим табличным ячейкам, то в данной таблице эта информация сгруппирована в одном месте.

5. Кликнув по соответствующей ячейке таблицы и вызвав нужное всплывающее окно, абитуриент получает возможность изучить в комплексе все конкретные действия исторической личности во всех исторических событиях (явлениях, процессах), в которых он принимал участие. Все это обеспечивает более глубокое понимание (и запоминание) абитуриентом роли исторического деятеля и сути события (явления, процесса), в котором он был участником.

6. При возникновении вопросов, а также желании абитуриента углубить и расширить знания о конкретном историческом деятеле, он может воспользоваться дополнительными текстовыми и видео учебными материалами, ссылки на которые находятся в подвале всплывающего окна.
5. Изучение интерактивной таблицы №4 "Причины исторических событий (явлений, процессов)"
1. Интерактивная таблица №4 "Причины исторических событий (явлений, процессов)" предназначена для закрепления уже изученных в базовой таблице конкретных причин большинства событий (явлений, процессов) отечественной истории.

2. Если в основной базовой таблице №1 перечень причинных связей был разбросан по всей таблице и скрыт в соответствующих всплывающих окнах, то в данной таблице он полностью распределен по экрану в хронологическом порядке .

3. Кликнув по соответствующей ячейке таблицы и вызвав нужное всплывающее окно, абитуриент должен тщательно изучить причины конкретных исторических событий (явлений, процессов), что обеспечит их более глубокое понимание.
6. Изучение интерактивной таблицы №5 "Последствия исторических событий (явлений, процессов)"
1. Интерактивная таблица №5 "Последствия исторических событий (явлений, процессов)" предназначена для закрепления уже изученных в базовой таблице конкретных последствий большинства событий (явлений, процессов) отечественной истории.

2. Если в основной базовой таблице №1 перечень исторических последствий был разбросан по всей таблице и скрыт в соответствующих всплывающих окнах, то в данной таблице он полностью распределен по экрану в хронологическом порядке .

3. Кликнув по соответствующей ячейке таблицы и вызвав нужное всплывающее окно, абитуриент должен тщательно изучить ближайшие и отдаленные последствия конкретных исторических событий (явлений, процессов), что обеспечивает их более глубокое понимание.
1. Основные характеристики раздела "Практика" онлайн-самоучителя
1. Раздел "Практика" каждой из 9-ти частей онлайн-самоучителя включает в себя;
а) Уяснение сути и важности каждого экзаменационного задания.
б) Подготовку к выполнению заданий первой и второй части Демоверсии ЕГЭ.
в) Отработку навыков выполнения каждого задания демоверсии ЕГЭ по конкретному историческому периоду в системе тестирования "Индиго".
г) Итоговое закрепление полученных знаний и навыков через "репетицию" реального экзамена в хронологических рамках изученного исторического периода.

2. Изученный в теоретическом разделе онлайн-самоучителя учебный материал, составляет прочный фундамент для выполнения практически всех экзаменационных заданий ЕГЭ, однако требует дополнительной конкретизации к каждому заданию, которая содержится в специальных дополнительных таблицах:
  • Задание №1 - специальная таблица "Соотнесение событий отечественной истории с их датами" по соответствующему периоду.
  • Задание №2 - специальная интерактивная таблица "Соотнесение исторических событий отечественной и зарубежной истории с их датами" по соответствующему периоду.
  • Задание №3 - специальная таблица "Установление соответствий между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям) отечественной истории" по соответствующему периоду.
  • Задание №4 - специальная интерактивная таблица "Ключевые сегменты экзаменационного задания №4 ЕГЭ по истории" по соответствующему периоду.
  • Задание №5 - специальная интерактивная таблица "Исторические события (явления процессы) и их участники" по соответствующему периоду.
  • Задания №7,14,15 - специальная интерактивная таблица "Деятели и памятники культуры" по соответствующему периоду.
  • Задание №17 - специальная интерактивная таблица "Причинно-следственные связи событий (явлений, процессов) по соответствующему периоду.
  • Задание №18 - специальная интерактивная таблица "Исторические понятия" по соответствующему периоду.
  • Задание №19 - специальная интерактивная таблица "Соотнесение исторических событий (явлений, процессов) зарубежной истории с их датами" по соответствующему периоду.
  • Задание №8,9,10,11 - таблиц нет, но предусмотрено специальное изучение базовых исторических карт по специальному вопроснику.
  • Задание №6,12,13,16 - таблиц нет, т.к. при анализе исторических источников (текстов) нет необходимости в специальном дополнительном изучении, достаточно уже полученных знаний.
3. После изучения каждой специальной интерактивной таблицы абитуриент должен приступить к самопроверке качества проделанной учебной работы и ликвидировать выявленные пробелы в знаниях. Суть самопроверки состоит в следующем:
  • выбрать любую интерактивную ячейку специальной таблицы;
  • мысленно воспроизвести содержание, заключенного в ней учебного материала;
  • с помощью мышки вызвать всплывающее окно с соответствующим учебным контентом;
  • сравнить свой ответ с правильным, выявить пробелы в своих знаниях и ликвидировать их.
4. После завершения самоподготовки абитуриенту необходимо перейти в систему тестирования "Индиго" и выполнить соответствующий тест в формате Демоверсии ЕГЭ по истории применительно к изученному историческому периоду.
а) В онлайн-самоучителе предусмотрена возможность полноценного тестирования не только по заданиям первой части Демоверсии ЕГЭ, но и второй ее части.
Если на реальном экзамене абитуриент должен письменно ответить на вопросы заданий второй части, то в системе "Индиго" - самостоятельно выбрать верные ответы из нескольких предложенных вариантов, что является эффективным средством отработки навыков поиска исторической информации и единственно возможным способом самопроверки качества этой работы.
б) Тестирование в системе "Индиго" выполняются в обучающем формате, что позволяет абитуриенту получить его результаты сразу после выполнения каждого задания и осуществлять работу над ошибками в процессе тестирования. На экран выводятся для сравнения правильные и ошибочные варианты выполнения задания, а также необходимые пояснения или целиком нужный учебный материал.
в) После завершения теста система "Индиго" автоматически выдает его результаты в % правильных ответов и позволяет проведение итоговой работы над ошибками. Если результаты тестирования будут не на оценку "Отлично", то абитуриенту рекомендуется еще раз изучить соответствующую специальную таблицу.

5. После выполнения в системе "Индиго" всех экзаменационных заданий по конкретному периоду, абитуриент переходит к итоговому закреплению полученных знаний и навыков через "репетицию" реального экзамена в хронологических рамках изученного исторического периода.
4. Особенности подготовки и проведения "репетиции" Единого государственного экзамена по изученному историческому периоду в формате демоверсии ЕГЭ по истории
1. "Репетиция" Единого государственного экзамена является заключительным этапом подготовки к ЕГЭ по итогам изучения каждой из 9-ти частей данного онлан-самоучителя.

2. "Репетиция" ЕГЭ отличается от реального ЕГЭ всего по двум параметрам:
  • В реальном ЕГЭ проверяются исторические знания абитуриента в хронологических рамках 9-начала 21 вв., а в "репетиции" экзамена - в хронологических рамках одного из 9-ти периодов российской истории.
  • В реальном ЕГЭ экзаменационные задания второй части демоверсии ЕГЭ выполняются абитуриентом в формате письменного ответа, а в "репетиции" экзамена - в формате выбора правильного ответа.
3. Порядок формирования экзаменационных заданий в "репетиции" ЕГЭ по истории:
  • Базу репетиционных заданий составляют уже выполненные абитуриентом варианты 19 экзаменационных заданий.
  • Система "Индиго" методом свободной выборки одного варианта от одного задания каждый раз автоматически формирует новый тест в формате демоверсии ЕГЭ по истории.
4. Абитуриент имеет возможность неограниченное количество раз проверять качество своего изучения данной части онлайн-самоучителя.
Особенности подготовки к выполнению задания №1
а) Суть задания: установить соответствие между четырьмя историческими событиями и четырьмя из шести датами этих событий.

б)
Для успешного выполнения данного задания нужно просто выучить ("вызубрить как таблицу умножения") даты и события отечественной истории, указанные в специальной таблице "Соотнесение событий отечественной истории с их датами" .

в)
Даты и события, указанные в специальной таблице, вошли в качестве исчерпывающего списка в "Историко-культурный стандарт по отечественной истории" и в Концепцию преподавания учебного курса «История России», утвержденную решением Коллегии Министерства просвещения Российской Федерации (протокол от 23 октября 2020 г. N ПК-1вн). Как показала практика последних лет, именно на этот список дат и событий ориентируется ФИПИ при составлении вариантов данного задания ЕГЭ по истории.
Особенности подготовки к выполнению задания 2
а) Суть задания: распределить в хронологической последовательности три события отечественной (2) и зарубежной истории (1).

б)
Для успешного выполнения данного задания нужно просто выучить ("вызубрить как таблицу умножения") даты и события отечественной и зарубежной истории, указанные в специальной интерактивной таблице "Соотнесение исторических событий отечественной и зарубежной истории с их датами"

в)
Указанные даты и события отечественной истории вошли в качестве исчерпывающего списка в "Историко-культурный стандарт по отечественной истории" и в Концепцию преподавания учебного курса «История России», утвержденную решением Коллегии Министерства просвещения Российской Федерации (протокол от 23 октября 2020 г. N ПК-1вн). Исчерпывающий список дат и событий зарубежной истории, утвержденный ФИПИ, содержится в кодификаторе. Как показала практика последних лет, именно на эти списки дат и событий отечественной и зарубежной истории ориентируется ФИПИ при составлении вариантов данного задания ЕГЭ по истории.

г)
Из материалов теоретического раздела самоучителя абитуриент уже должен глубоко знать содержание каждого события отечественной истории из утвержденного списка, так как эти события являются сегментами не только данного, но и многих других заданий ЕГЭ. Абитуриенту есть смысл (при необходимости) повторно обратиться к материалам теоретического раздела самоучителя, несмотря на то, что для выполнения задания №2 нужно знать только дату исторического события отечественной истории.

д)
Для выполнения задания №2 также нужно знать только дату исторического события зарубежной истории. Как показала практика, для осознанного запоминания дат и событий зарубежной истории абитуриент должен знать его суть. Поэтому абитуриент должен воспользоваться возможностями специальной интерактивной таблицы "Соотнесение исторических событий отечественной и зарубежной истории с их датами" и ознакомиться с кратким описанием сути соответствующих событий зарубежной истории. Это необходимо еще и потому, что полученные знания будут ему необходимы при выполнении задания №19 ЕГЭ по истории.
Особенности подготовки к выполнению задания 3
1. Суть задания: установить соответствие между четырьмя историческими процессами (явлениями, событиями) и четырьмя из шести фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям) отечественной истории".

2. Для успешного выполнения задания №3 абитуриенту необходимо повторить уже изученный материал теоретического раздела самоучителя по специальной таблице "Установление соответствий между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям) отечественной истории"
Особенности подготовки к выполнению задания 4
1. Суть задания: заполнить пустые ячейки таблицы, используя приведённый список пропущенных элементов, т.е. для каждого пропуска, обозначенного буквой, нужно выбрать номер нужного элемента.

2. Для выполнения этого задания абитуриент, опираясь на знания, полученные в при освоении теоретического раздела самоучителя, должен изучить и запомнить содержание специальной интерактивной таблицы "Ключевые сегменты экзаменационного задания №4 ЕГЭ по истории"

3.
Особое внимание нужно обратить на географические объекты, которые, используя интерактивные возможности таблицы, абитуриент должен найти на карте, запомнить их названия и географическое положение. Это пригодится еще ему при выполнении заданий №8,9,10,11.
Особенности подготовки к выполнению задания 5
1. Суть задания: установить соответствие между четырьмя историческими событиями и четырьмя из шести участниками этих событий.

2. Для успешного выполнения данного задания нужно просто повторить учебный материал теоретического раздела самоучителя по специальной интерактивной таблице "Исторические события и их участники"

3. В таблице представлены наиболее вероятные экзаменационные соответствия исторических событий и их участников. Есть прямой смысл воспользоваться интерактивными возможностями таблицы и повторить учебный материал о конкретных действиях исторических деятелей соответствующего периода российской истории
Особенности подготовки к выполнению задания 6
1. Суть задания: изучить исторический текст и выбрать верные суждения о его содержании.

2. Выполнение задания №6 не требует от абитуриента специальных дополнительных знаний сверх того, что он получил, изучая теоретический раздел данного самоучителя.

4. При выборе правильных ответов абитуриент должен знать, что их (верных ответов) может быть от двух до пяти.
Особенности подготовки к выполнению задания 7
1. Суть задания: установить соответствие между четырьмя памятниками культуры и четырьмя из шести их краткими характеристиками

2. Так как в теоретическом разделе самоучителя специально не рассматриваются вопросы истории отечественной культуры их следует специально изучить в практическом разделе самоучителя в рамках подготовки к выполнению экзаменационных заданий №7, 14, 15.

3. Для успешного выполнения задания №7 (также как и заданий №14, 15) необходимо тщательно изучить специальную интерактивную таблицу "Деятели и памятники культуры". При изучении таблицы абитуриенту необходимо особое внимание уделить сегментам, которые выделены жирным шрифтом, т.к. они чаще других используются при составлении экзаменационных заданий.

4. Желающие углубить и расширить свои знания, получить целостное представления по истории отечественной культуры в контексте заданий №7, 14, 15 ЕГЭ по истории, могут обратиться к специальному онлайн-самоучителю профессора Г.Н. Сердюкова "Кодификатор ЕГЭ по истории: культура России"
Особенности подготовки к выполнению заданий 8,9,10,11
1. Суть заданий:
а) Задания №8, 9: письменное указание конкретных дат событий (явлений, процессов) и имен исторических деятелей на основе картографического анализа.
б) Задание №10: соотнесение картографической информации с текстом - вставка пропущенного в тексте названия географического объекта.
в) Задание №11: выбор от двух до пяти верных ответов из шести предложенных.

2. Успешное выполнение этих заданий прямо связано не только с уровнем исторических знаний абитуриента, но и с его умением анализировать исторические карты. Поэтому абитуриенту необходимо предварительно изучить специальные исторические карты и выполнить по ним ряд конкретных учебных тренировочных заданий.
Особенности подготовки к выполнению заданий №12, 13
1. Суть заданий №12 и 13:
а) Суть задания №12: дать письменную характеристику авторства, времени, обстоятельств и целей создания документа, что требует от абитуриента наличия конкретных исторических знаний.
б) Суть задания №13: дать письменные ответы на поставленные вопросы по содержанию текста, которые требуют от абитуриента умения проводить поиск исторической информации.

2. Выполнение заданиях №12 и 13 не требует от абитуриента дополнительных знаний, кроме предусмотренных теоретическим разделом данного самоучителя. Абитуриент должен на практике отработать навыки анализа исторического документа используя возможности системы "Индиго".

3.
Если на реальном экзамене абитуриент должен письменно и самостоятельно ответить на вопросы заданий №12 и 13, то в системе "Индиго" - самостоятельно выбрать верные ответы из нескольких предложенных вариантов, что является эффективным средством отработки навыков поиска исторической информации и единственно возможным способом самопроверки качества этой работы.
Особенности подготовки к выполнению задания №14-15
1. Суть заданий №14 и 15:
а) Суть задания №14:
  • письменный ответ на вопрос, который можно получить на основе извлечения исторической информации, содержащейся в конкретном изображении (марка, картина, плакат, карикатура, афиша, любой памятник культуры);
  • письменное обоснование (аргументация) данного ответа на основе имеющихся исторических знаний.
б) Суть задания №14:
  • выбор по указанным критериям, связанным с изображением, представленным в задании 14, соответствующего памятника культуры (из четырех предложенных);
  • письменное указание каких-либо фактов об этом памятнике культуры, в соответствии с поставленным вопросом.

2.
Как правило в заданиях №14 и 15 используются изображения, связанные с историческими деятелями и памятниками культуры, что требует от абитуриента дополнительных знаний, получение которых не предусмотрено теоретическим разделом данного самоучителя.

3. Для успешного выполнения заданий №14 и 15 абитуриент должен дополнительно знать:
а) краткую информацию деятелях культуры;
б) основные памятники культуры.

4. Для этого необходимо изучить и запомнить содержание специальной интерактивной таблицы "Деятели и памятники культуры" . При изучении таблицы абитуриенту необходимо особое внимание уделить сегментам, которые выделены жирным шрифтом, т.к. они чаще других используются при составлении экзаменационных заданий.

5. Желающие углубить и расширить свои знания, получить целостное представления по истории отечественной культуры в контексте заданий №7, 14, 15 ЕГЭ по истории, могут обратиться к специальному онлайн-самоучителю профессора Г.Н. Сердюкова "Кодификатор ЕГЭ по истории: культура России"

6. Следующий этап - проверка качества проделанной работы в системе "Индиго". Если на реальном экзамене абитуриент должен письменно и самостоятельно ответить на вопросы заданий №14 и 15, то в системе "Индиго" - самостоятельно выбрать верные ответы из нескольких предложенных вариантов, что является единственно возможным способом самопроверки по этим заданиям.
Особенности подготовки к выполнению задания №16
1. Суть задания, полностью посвященному Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.: изучить 2 исторических текста и письменно ответить на вопросы, связанные с периодом отечественной истории 1941-1945 гг.

2. Выполнение задания №6 не требует от абитуриента специальных дополнительных знаний сверх того, что он получил изучая теоретический раздел данного самоучителя. Абитуриент должен на практике отработать навыки анализа двух исторических документов используя возможности системы "Индиго".

3.
Если на реальном экзамене абитуриент должен письменно и самостоятельно ответить на вопросы задания №16, то в системе "Индиго" - самостоятельно выбрать верные ответы из нескольких предложенных вариантов, что является эффективным средством отработки навыков поиска исторической информации и единственно возможным способом самопроверки качества этой работы.
Особенности подготовки к выполнению задания №17
1. Суть нового задания №17 - четко сформулировать причины или последствия конкретного исторического события (явления, процесса).

2.
Успешное выполнение этого задания требует от абитуриента прочных знаний уже изученных причинно-следственных связей, которые являются ключевыми сегментами данного экзаменационного задания.

3. Поэтому есть прямой смысл повторить этот учебный материал с помощью интерактивной таблицы "Причинно-следственные связи событий (явлений, процессов)"

4.
Проверить качество этой работы можно в тестовой системе "Индиго". Если на реальном экзамене абитуриент должен письменно и самостоятельно ответить на вопросы задания №17, то в системе "Индиго" - самостоятельно выбрать верные ответы из нескольких предложенных вариантов
Особенности подготовки к выполнению задания №18
1. Суть задания №18:
а) четко сформулировать смысл конкретного исторического понятия.
б) привести один исторический факт, конкретизирующий данное понятие применительно к истории России, причем, приведённый факт не должен содержаться в определении понятия.

2.
Выполнение этого задания требует от абитуриента дополнительных знаний, кроме полученных в процессе изучения теоретического раздела данного самоучителя. Поэтому:
а) Абитуриент должен изучить и запомнить интерактивную таблицу "Исторические понятия"
б) Осуществить блиц-самопроверку качества проделанной работы непосредственно через таблицу:
  • Мысленно определить основной смысл конкретного понятия и конкретизирующий его факт.
  • Сравнить свой ответ с правильным, для чего подвести курсор к номеру соответствующего понятия.
в) Осуществить тестовую-проверку качества проделанной работы через систему "Индиго" - выбрать верные ответы из нескольких предложенных вариантов ( на реальном экзамене абитуриент должен письменно ответить на вопросы задания №18)
Особенности подготовки к выполнению задания №19
1. Суть нового задания №19: привести аргументы в подтверждение конкретной точки зрения, основанной на соотнесении событий, процессов, явлений истории России и истории зарубежных стран, причем отдельно для истории России и отдельно для истории зарубежных стран.
2. Успешное выполнение задания по аргументации предложенной точки зрения применительно к российской истории связано исключительно с качеством освоения абитуриентом теоретического раздела данного самоучителя и не требует изучения дополнительного учебного материала. Выполнение этой части задания №19 дает абитуриенту сразу 2 из 3 баллов.
3. Напротив, успешное выполнение задания по аргументации предложенной точки зрения применительно к зарубежной истории ( и гарантированное получение одного балла) требует дополнительного освоения огромного массива учебного материала в разы превосходящего соответствующий массив по отечественной истории.
4. Эта ситуации имеет несколько решений:
а) Отказ от выполнения части задания применительно к зарубежной истории, т.к. получение одного балла не стоит огромных затрат на его приобретение.
б) Частичная подготовка к выполнению этой части задания №19 через изучение интерактивной таблицы данного самоучителя "Соотнесение исторических событий (явлений, процессов) зарубежной истории с их датами", что предполагает краткое уяснение сути 114-ти основных событий (явлений, процессов) зарубежной истории, список которых содержится в кодификаторе и касается задания №2.
  • Плюсы варианта: минимум трудозатрат.
  • Минусы варианта: выпадает эпоха древнего мира.
в) Специальная подготовка к выполнению этой части задания №19 через изучение онлайн-самоучителя профессора Г.Н. Сердюкова "ОГЭ по истории: Задания №15-17? Легко!" , который позволяет с минимальными трудозатратами быстро качественно освоить школьный учебный материал 5-9 классов по зарубежной истории:
  • Плюсы варианта: минимум трудозатрат, не выпадает эпоха древнего мира
  • Минусы варианта: выпадает эпоха новейшей истории (20 век), что может компенсировать соответствующий раздел интерактивной таблицы "Соотнесение исторических событий (явлений, процессов) зарубежной истории с их датами".
5. Уровень подготовки абитуриента к выполнению задания №19 можно проверить в тестовой системе "Индиго". Если на реальном экзамене абитуриент должен письменно и самостоятельно ответить на вопросы задания №17, то в системе "Индиго" - самостоятельно выбрать верные ответы из нескольких предложенных вариантов
Укажите свой номер телефона и я Вам позвоню. С уважением, профессор Г.Н. Сердюков
Введите номер телефона
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности
Made on
Tilda