Языческая реформа Владимира - это первая и последняя на Руси попытка создать из языческой религии объединяющую идеологию, способную духовно сплотить население Руси в единое целое, со стройной вертикалью власти.
Конкретно Владимир создал на холме, близ своего княжьего двора в Киеве, единый пантеон из шести языческих богов — Перуна, Стрибога, Дажьбога, Хорса, Симаргла и Мокоши, при главенстве Перуна.
Содержание языческой реформы Владимира I до сих пор является предметом научных споров:
а) Практически все Историки (
Рыбаков, Топоров, Кузьмин, Васильев) считают, что в рамках этого пантеона были объединены разные языческие божества, которые имели не только славянские, но и индоарийские, иранские, русские (варяжские) и финские корни. В 2009 г. лидер современных российских историков-норманистов
Клейн выдвинул слабо аргументированный тезис о том, что известное балто-славянское божество Перун в реальности было вайнахским, т.е. чечено-ингушским, божеством.
б) Не меньшие споры вызывает вопрос и о том, почему именно эти шесть богов вошли в общегосударственный языческий пантеон, и в этом пантеоне не оказалось других славянских божеств, в том числе столь почитаемого у восточных славян Велеса («скотьего бога»).
- Наиболее распространенной является версия тех историков (
Рыбаков, Кузьмин), которые предположили, что основная цель языческой реформы состояла в том, чтобы удовлетворить религиозные традиции и интересы основных этнических групп, составивших костяк Древнерусского государства, т.е. русов, славян, финнов и потомков скифов.
- Однако более убедительной считается версия историка
Карпова, который предположил, что все языческие божества из владимирского пантеона так или иначе были связаны с небесными стихиями — солнцем, ветром, громом, молнией, дождем и т.д. Таким образом, статуи языческих идолов, размещенные в Киеве, Новгороде и других русских городах, должны были стать зримым и земным отражением Божественного Неба, где восседал бог-громовержец Перун.
в) Большой разброс мнений имеет трактовка целей реформы:
- Одни историки (
Голубинский, Рапов), отрицая сам факт проведения языческой реформы, считают, что речь шла о довольно прозаическом деле — строительстве Владимиром нового языческого капища на новом месте, с целью показать киевским язычникам и волхвам его приверженность к древним языческим богам.
- Другие историки (
Строев, Рыбаков) полагали, что, проводя свою реформу, князь Владимир преследовал две главных цели:
- провозгласить родового княжеско-дружинного бога-покровителя Перуна верховным божеством всей Руси и
- объединить вокруг Перуна-громовержца пять самых значимых языческих богов, почитаемых у разных этносов, входивших в состав Древнерусского государства.
- Третья группа историков (
Васильев, Карпов) высказали мнение, что превращение Перуна в верховное государственное божество с обязательным поклонением ему, знаменовало собой переход к реальному единобожию и разрушению старого язычества, т.к. был введен запрет на вольное понимание и отправление языческого культа.
- Четвертая группа историков (Кузьмин), полагает, что Владимир взял за основу «варяжский пантеон» языческих богов, сложившийся в землях «варягов-поморян»: русов, балтов и западных славян, проживавших в Южной Прибалтике. При этом вместе
с варяжским пантеоном языческих богов на Русь впервые пришли и человеческие жертвоприношения.