а) Первоначально в дореволюционной исторической науке сложилась охранительная или государственническая концепция народничества (
Татищев), которая расценивала деятельность революционных народников как вереницу бессмысленных злодеяний.
б) Одновременно сложилась либеральная концепция народничества, представители которой (
Корнилов) всячески приукрашивали деятельность народников как мирных деятелей либерального толка, терроризм которых они считали вынужденной мерой, и возлагали ответственность за конфронтацию и политический террор на царское правительство.
в) Советская историография народничества целиком базировалась на оценках В.И. Ленина, который всячески превозносил их как самых ярких представителей разночинского этапа в освободительном движении (1861-1895), но резко критиковал их за «утопический социализм».
- В 1940-х гг. на непродолжительное время изучение народничества фактически оказалось под негласным запретом, поскольку И.В. Сталин однажды заметил, что «если мы на народовольцах будем воспитывать наших людей, то воспитаем террористов».
- В целом, советские историки были едины в своих мнениях, но расходились в оценках последнего "народовольческого" этапа в развитии народничества:
- Ряд крупных советских историков (Нечкина, Ковальченко) утверждали, что со второй половины 1870-х гг. революционное народничество как идейное течение переживало упадок.
- Однако их оппоненты (Троицкий), напротив, считали деятельность народовольцев вершиной всего революционного движения в России на протяжении всего XIX в.
г) В настоящее время в историографии народничества существует два основных подхода.
- Одни авторы (Троицкий, Лурье) по-прежнему являются его апологетами и утверждают, что народнический «красный террор» стал ответной мерой на правительственный «белый террор».
- А их оппоненты (Кан) вернулись на позиции охранительной концепции и крайне негативно оценивают революционную деятельность народников.