Изучение основных универсальных блоков и дополнительные мини-блоков исторического сочинения - сердцевина подготовки к выполнению 25-го задания и итогового повторения учебного материала к ЕГЭ по истории
1. Оптимизация процесса подготовки к выполнению задания №25 требует определения полного перечня констант одновременно приемлемых для двух моделей исторического сочинения: по конкретному историческому процессу и конкретному историческому деятелю. В качестве таких констант для любой модели исторического сочинения могут выступать только исторические личности, исчерпывающий перечень которых содержится в историко-культурном стандарте. Согласно нормативным документам ФИПИ, именно на этот перечень, прежде всего, государственных, военных и общественных деятелей, должны ориентироваться разработчики вариантов задания №25 ЕГЭ по истории. Поэтому в онлайн-самоучителе представлены учебные материалы практически по всем государственным, военным и общественным деятелям российской истории, включенных в историко-культурный стандарт. (
Теоретически возможны темы сочинений по культурным процессам и конкретным деятелям российской культуры, однако практически это маловероятно. Кроме того, перечень деятелей культуры составляет свыше 60% всех исторических деятелей, включенных в историко-культурный стандарт, что делает их рассмотрение в данном пособии нецелесообразным. Желающие изучить роль ( вклад, конкретные действия) каждого деятеля российской культуры, включенного в историко-культурный стандарт, могут обратиться к моему онлайн-самоучителю по заданиям №17,18,19 ЕГЭ по истории)
2. В онлайн-самоучителе все изучаемые исторические государственные, военные и общественные деятели распределены по блоком двух типов: основные универсальные блоки и дополнительные мини-блоки. Из этих блоков можно сконструировать практически любое историческое сочинение любой модели, причем в нескольких вариантах. Поэтому подготовка к историческому сочинению по каждому из 7-ми частей онлайн самоучителя начинается с изучения соответствующих готовых основных универсальных блоков и дополнительных мини-блоков.
Данный процесс является самым главным и составляет сердцевину подготовки к выполнению 25-го задания и итогового повторения учебного материала к ЕГЭ по истории. Все универсальные блоки и дополнительные мини-блоки располагаются компактно на одном экране и вызываются простым кликом мышки.
3. В универсальных блоках представлены наиболее значимые исторические деятели, сыгравшие особо важную роль во многих событиях (явлениях процессах) российской истории и, в силу этого, чаше других имеют шанс быть рассмотренными в заданиях №25 ЕГЭ по истории. Универсальный блок по конкретной исторической личности состоит их 4-х сегментов, которые соответствуют четырем критериям оценки исторического сочинения:
К1 - перечень конкретных исторических процессов, явлений, событий, в которых участвовал данный деятель.
К2 - роль личности, т.е. развернутый перечень конкретных действий исторического деятеля в указанных исторических процессах, явлениях, событиях (К1), повлиявших на их ход и результат.
К3 - развернутый перечень причинно-следственных связей, характеризующих
причины возникновения указанных конкретных исторических процессов, явлений, событий (К1).
К4 - развернутый перечень последствий указанных конкретных исторических процессов, явлений, событий (К1) для истории России.
4. В дополнительных мини-блоках представлены остальные государственные, военные и общественные деятели российской истории. В них, в отличие от универсальных блоков, присутствует только один сегмент К2 - развернутый перечень конкретных действий того или иного исторического деятеля. И этого вполне достаточно, т.к. каждый дополнительный мини-блок жестко связан с конкретным универсальным блоком, в котором уже содержатся необходимые сегменты К1, К3, К4. Кроме того, эта связь обозначена в самой маркировке каждого мини-блока (
например,мини-блок "Андрей Курбский (Иван Грозный)"). К порядке исключения в дополнительных мини-блоках онлайн-самоучителя представлены некоторые исторические деятели, не входящие в перечень историко-культурного стандарта. Это связано с тем, что отдельные, наиболее вероятные темы исторического сочинения просто невозможно раскрыть без их привлечения. (Например, тему "Междоусобная война в Московском княжестве во второй четверти 15 в." невозможно раскрыть без привлечения таких исторических личностей, не включенных в историко-культурный стандарт, как Юрий Звенигородский, Василий Косой и Дмитрий Шемяка).
5. Каждый элемент конкретного сегмента (К1, К2, К3, К4) универсальных блоков и дополнительных мини-блоков прописан в онлайн-самоучителе в полном соответствии с требованиями ФИПИ и имеет свои особенности:
а) Элементы сегмента К1 (процессы, явления, события).
В онлайн-самоучителе основное предпочтение отдается историческим процессам, т.к. только через них, а не через исторические события, можно легко связать между собой деятельность нескольких исторических личностей. (
Например, через элемент сегмента К1 в формате исторического процесса - "Борьба с кочевниками в X – первой половине XII в." можно связать между собой деятельность Игоря, Ольги, Святослава, Владимира I, Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха, Мстислава Великого, а через элемент в формате исторического события "Разгром печенегов под Киевом в 1036 г." - только деятельность Ярослава Мудрого).
б) Элементы сегмента К2 (роль личности в исторических процессах, явлениях, событиях, повлиявших на их ход и результат).
В онлайн-самоучителе роль каждой личности в конкретных исторических процессах, явлениях, событиях показана исключительно в виде ее конкретных действий и выделено
жирным шрифтом, а их ход и результат -
курсивом.
в) Элементы сегмента К3 (причинно-следственные связи).
В онлайн-самоучителе все причинно-следственные связи жестко увязаны с указанными в каждом универсальном блоке историческими процессами, явлениями, событиями, хотя ФИПИ допускает возможность указания причинно-следственных связей в модели "Историческая личность" и без такой жесткой увязки.
г) Элементы сегмента К4 (значение, последствия для истории России).
В онлайн-самоучителе основное внимание уделено отдаленным последствиям обозначенных исторических процессов, явлений, событий, что позволяет унифицировать содержание данного сегмента для любой модели исторического сочинения и уменьшить объем информации для запоминания. (
ФИПИ установил для модели "Исторический процесс" показ значения или последствий для истории России, а для модели "Историческая личность" - оценку влияния на события (явления, процессы), произошедшие после смерти исторической личности).
6. Главная задача абитуриента - изучить и запомнить сегменты К1, К2, К3, К4 каждого блока. При этом, абитуриенты, желающие расширить и углубить свои исторические познания могут воспользоваться дополнительными текстовыми, видео, и картографическими учебными материалами, расположенными в конце каждого универсального блока и дополнительного мини-блока.
СМОТРИТЕ СКРИНШОТЫ: Учебное действие №1.1. и Учебное действие №2.1.